Не удивляйтесь, но Борис Арцыбашев — американский, а не русский художник и иллюстратор. Родился он в Харькове в 1899 году в семье известного писателя Михаила Арцыбашева. В годы Гражданской войны служил в Белой гвардии, а в 1919 эмигрировал в США, где поселился в Нью-Йорке. Там он работал в гравюрной мастерской.
Слава пришла к нему спустя несколько лет после переезда, в начале 20-х годов, благодаря иллюстрациям для детских книг, некоторые из которых он писал сам. За эти работы он получил медаль Джона Ньюбери и медаль Калдекотта. Одной из них была адаптация русской народной сказки «Семеро Симеонов».
В 40-х и 50-х годах художник рисует обложки для известных американских журналов, вроде Life, Fortune и Time (всего их нарисовано около двухсот). Также он создавал рекламу для таких компаний как PanAm, Parker Pens, Shell Oil и Xerox.
В 1954 году он выпускает книгу «Как я вижу» (As I See), в которой Арцыбашев собрал свои персональные работы. Она состояла из нескольких серий. Одна из них, Machinalia, была создана художником еще в 30-е годы. В ней он наделяет заводские механизмы чертами живых людей.
Сам Арцыбашев писал в предисловии к своей книге: "Машины приводят меня в восторг, их сила, их точность, их готовность выполнять самые тяжелые и монотонные задания. Я с большим удовольствием бы смотрел за тысячетонным экскаватором, роющим канал, чем за тысячей рабов, исполняющих то же действие".
Евгений Штейнер в в своей книге «Детская литература и авангард» называл картины художника смесью сюрреализма и модернизма.
Он отмечает, что подобное восхищение машинами было характерно для начала 20-х как в США, так и в СССР.
Увлечение психологией наделило машины Арцыбашева антропоморфными чертами и почти человеческим характером. Почти биомеханоиды Ганса Руди...
© Журнал фантастики и футурологии "Если"