Краткая сводка: всего опрос прошли 250 человек, большое спасибо всем пикабушникам кто помог!
Представленным социологическим исследованием мы хотели показать насколько люди в нашей стране осведомлены и интересуются такой научной тематикой как космос, его исследование и освоение. Разработки в данной области приобрели широкое развитие и публичную огласку еще в 60-е, но к настоящему времени СМИ все меньше затрагивают и освещают данную тему для широкого круга обывателей, не имеющих специфического профильного образования. Хотя значение прорывов в области освоения космоса до сих пор велико, интерес среди публики ослаб ввиду того, что большинство просто не получает актуальную информацию по телевидению, радио, в интернете.
Опрос «Новые горизонты» проводился среди людей разных возрастов, профессий и образований. Большинство опрошенных (30%) относились к возрастной категории 23-30 лет, т.е. являлись активно развивающейся молодежью. Именно эта категория интересовала нас больше всего, поскольку в этом возрасте зарождается жизненная позиция в целом и ее аспект в виде проявления интереса к чему-либо. Важным является тот факт, что создатели этого опроса так же относятся к этой категории. Приятным являлось то, что 51 % респондентов имеют высшее образование. Соотношение мужчин и женщин составило: 50,2% и 49,8% соответственно.
Первый блок нашего опроса представлял собой проверку общих знаний о космонавтике в России. Уже тут нас постигло разочарование, поскольку, не говоря уже о том, что 22% респондентов не знали точно кто первый человек, вышедший в открытый космос, 2% даже не смогли ответить на вопрос о «Первом космонавте Земли», хотя эта информация как раз находится у всех на слуху.
Второй блок опроса освещал осведомленность и, как следствие, интерес людей к современным Российским и международным космическим программам. Самой неизвестной Российской космической программой стал «Интергелиозонд» (87% опрошенных слышали о нем в первый раз»), за рубежом такой программой стала автоматическая межпланетная станция «Юнона» (70% слышали первый раз), однако в целом статистика показала, что люди более осведомлены о международных космических программах (NASA и EAS), нежели «Роскосмоса», что мы связываем с большей освещенностью данных программ средствами массовой информации и наличием у NASA и EAS современных, «User-Centered-Design» сайтов.
Третий блок – медийная составляющая покорения космоса. Данный блок был необходим с целью выяснения заинтересованности людей данной тематикой. Результаты и тут показались нам интересными, поскольку ошеломительные проценты, говорящие о полной неосведомленности широкого круга людей в теме развития космоса, были компенсированы 77% опрошенных, интересующихся космосом, 50% которых сослались на недостаточность информации, предоставляемой СМИ.
45% не имеют представления существуют ли в нашей стране музеи, выставки, экспозиции, посвященные космосу, потому что скорее всего реклама таким учреждениям не делается, но 70% хотели бы такую выставку посетить.
Весьма важной явилась статистика, говорящая о том, что основным средством, с помощью которого люди узнают о космосе и о его особенностях явился кинематограф. 83% опрошенных увлекаются фильмами на данную тематику и смотрели основные «громкие» фильмы, такие как «Интерстеллар», «Марсианин», «Аватар», «Прометей» и др. 36 % увлекаются играми на космическую тематику и научной фантастикой на тему покорения космоса (34%).
К пункте другие категории "Кино" участвовали: доктор кто, космическая Одиссея, Геи-ниггеры из далекого космоса, Планета Бурь, Пекло, Пандорум, Враг мой, Космическая одиссея 2000 года, Солярис Тарковского, Через тернии к звёздам, Отроки во вселенной, Чужой, Москва-Кассиопея, Подземелье ведьм, Трудно быть богом, Звездные врата.
В рубрике "Другое" категории "Игры" оказались: Elite 1984 года, Star Control 2, Space Quest 5, Master of Orion 1993г, Wing Commander, Elite: Dangerous, doom 3, Dead Space, Космические Рейнджеры 1-2, Звездные волки, Серия Звездные Войны, Туманный ёж 2 колючий космос, Halo, Альфа центавра сила мейра, MehWarrior, Stellaris, Starcraft, Kerbal Space Program, Voyage, Master of Orion 3, Factorio.
Завершающим пунктом нашего опроса стал вопрос о рентабельности больших затрат, связанных с освоением человеком космоса и других планет. Тут мнения разделились, 72% считают затраты полностью оправданными, 16% – излишними, а 12% остались безразличны к данному вопросу.
После всего вышесказанного, можно сделать оптимистичный вывод, что необразованность нашего населения в научной сфере, а именно в области освоения космоса, связана не столько с нежеланием и отсутствием интереса к данной теме, сколько с недостаточной ее популяризацией. В связи с этим мы считаем необходимым увеличение рекламного контента, его упрощения, придание доступности научным знаниям о космосе, ведь именно простота изъяснения может не только дать человеку почувствовать себя грамотным в какой-либо области, но и заставить его прочитать еще раз или рассказать знакомым, что приведет к массовой информированности людей и может поспособствовать даже привлечению спонсоров к космическим программам.
Еще раз спасибо всем кто принял участие в опросе, если перейти по ссылке опроса:
https://docs.google.com/forms/d/1tIlwojwqfpo0TXZ0i7pwQk1s-MO...
то можно будет смотреть статистику.
И да, космический аппарат "Интергелиозонд" победил в соревновании, про него буду готовить отдельный пост!