Жизнь и смерть налоговой полиции
На протяжении почти 11 лет в России существовал мощный правоохранительный орган - Федеральная служба налоговой полиции, работа которого оборвалось в 2003 году. Это была авторитетная организация с большими полномочиями и впечатляющими результатами. Упразднение этого органа руководством страны никак не комментировалось. Оно оставило много риторических (и не очень) вопросов.
К приоритетным задачами ФНСП можно отнести борьбу с налоговыми преступлениями и коррупцией в налоговых органах. Они были наделены полномочиями по проведению оперативно-розыскной, экспертной и следственной деятельности. Налоговая полиция достаточно быстро отпочковалась от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (прим. - сегодня это Федеральная налоговая службы), став самостоятельным правоохранительным органом, который напрямую не зависел от налоговиков и органов внутренних дел.
Имея такие широкие полномочия, служба не могла не обрасти стереотипами, основные из которых строятся вокруг бушевавшей коррупции в ведомстве. Но в специальной олимпиаде по наполнению собственных карманов принимали участия все без исключения органы исполнительной власти. Так уж исторически сложилось, что сотрудники налоговых и таможенных считаются призёрами этих "соревнований".
Примечательно, но в России параллельно существовало два налоговых органа: фискальный и правоохранительный. Если проводить аналогии с таможней, это выглядело бы так, если бы таможенная правоохрана, подразделения по противодействию коррупции, топтуны и технари являлись бы самостоятельной от ГТК/ФТС структурой, курирующей таможенные вопросы. Кстати, мы как-то разбирали идею создания Таможенной полиции, выполняющей правоохранительные функции. Но подобное разделение, скорее всего, не дало бы положительных результатов. По крайней мере для страны и таможенных органов.
Эволюция налоговых органов пошла совершенно по иному пути. По мере развития и накопления ценного опыта ФСНП обрастала дополнительными серьёзными полномочиями, хотя местами и теряя некоторые (в пользу той же налоговой инспекции). В планах было даже преобразовать ведомство, расширив круг обязанностей в финансовой сфере (вывод капитала, финансовая разведка и так далее).
Так или иначе, налоговая полиция навсегда вошла в историю страны. Сотрудникам ФСНП всегда есть, за что тяпнуть по маленькой
Постепенно росло и раздражение смежных ведомств, у которых налоговая полиция отбирала хлеб (во многих смыслах), возникала профессиональная конкуренция в силу дублирования многих функций. И чем активнее ФНСП действовала, тем больше это раздражение росло. Подобная ревность у смежников заставляла действовать в целях устранения весомого конкурента вполне настойчиво. Нужно было только дождаться удобного случая и в очередной раз донести своё особое мнение до лиц, способных принимать жесткие управленческие решения.
В современных реалиях нашей страны осуществлять надзорную деятельность нужно аккуратно. Дело в том, что иногда субъектами проводимых мероприятий могут быть влиятельные люди, что, в свою очередь, означает множество проблем. В частности, иногда слишком поздно отступать, когда уже залез в огород "не к тому". Или информация об участии влиятельных людей в махинациях появляется слишком поздно. Очень тяжело соблюдать баланс и чувствовать тонкую грань.
И вот эту самую грань в налоговой полиции, судя по всему, не чувствовали. Как поговаривают в этих ваших интернетах, в начале нулевых ФСНП выявила факты неуплаты налогов, исчисляемые миллиардами. Как не трудно догадаться, в нефтегазовой сфере. Некоторые придерживаются мнения о том, что руководству было проще ликвидировать ведомство, чем проводить беседы на темы "кого можно", "кого нельзя" и "почему нельзя".
По большому счёту, ФСНП пала жертвой своей бурной активности и межведомственных разборок. И за счёт, скажем так, аппаратных интриг руководство страны смогли убедить в том, что нет смысла в наличии ещё одной правоохранительной структуры, полномочия которой пересекались бы со смежными ведомствами. Вероятно, если бы подразделения налоговой правоохраны были в составе налоговой службы (а не отдельным компактным ведомством), то имелся бы шанс на их сохранение с пользой для страны. Существует же как-то такой непонятный монстр, как ФТС.
Но по итогу ФСНП была ликвидирована. Часть штата была передана в МВД, а остальными (вместе с материальной базой) заполнили нишу в новом созданном ведомстве - Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков. Впрочем, и это ведомство не оказалось долговечным. Но это уже совсем другая история.