Заплатки на одежде российского императора
Заплатки на одежде - знак бедности? Александр III с этим не согласился бы - российский император вполне себе ходил, как бы сейчас сказали, в залатанной одежде.
По воспоминаниям фрейлины Тютчевой перед важными мероприятиями в Зимнем дворце можно было наблюдать следующую картину: тучный Александр III (ростом под 2 метра) быстрым шагом убегал по корридору от своей невысокой (1,58 м) супруги Дагмиры Датской (Марии Фёдоровны), которая заставляла его переодеть штаны с потёртых на новые.
Вообще Александр III прославился своеобразным пониманием экономии и бережливости.
Возможно, данное поведение императора можно объяснить тем, что он должен был не править, а делать военную карьеру (как и пологалось Великим князьям), в соответствии с чем его и воспитывали, и обучали. Взойти на престол полагалось старшему сыну Александра II - Николаю, но он умирает. От Николая к Александру III достаётся и невеста (ведь все договорённости уже заключены) - упомянутая выше дочь датского короля Мария София Фредерика Догмар, после обязательного православного крещения получившая имя Марии Фёдоровны.
Интересно, что человек, воспитовавшийся военным, не провёл ни одной официальной войны, за что был окрещён Миротворцем. Впрочем, бои в его правление были - занят населённый пункт Кушка (ныне - г.Серхетабад), на тот момент - территория Афганистана, находившегося под протекторатом Британской империи.
Опасаясь, что "русские пойдут в Индию" (британская пресса называла тогда Россию "ледником, надвигающимся на Индию"), 25 марта 1885 года британское адмиралтейство приказывает привести в полную боевую готовность все корабли, находившиеся в водах метрополии.
Но воевать с англичанами не пришлось - тогдашние союзники России (Германия и Австро-Венгрия) надавили на Турцию и султан объявил о закрытии черноморских проливов для английских кораблей. В Лондоне подпишется протокол о границе России и Афганистана.
Интересно и заявление тогдашнего главы Британского Министерства по делам Индии (было у них и такое) лорд Рэндольф Генри Спенсер-Черчиль (отец Уинстона Черчиля) заявляет "я бы отдал русским Константинополь с проливами при условии, что они отодвинут границу в Средней Азии на 300 миль к северу».
Кстати, для российского (и позже - советского) офицерства г. Кушка станет основой оптимистической поговорки "дальше Кушки не пошлют, меньше взвода не дадут".