12306

Зачем Форд красил углы на заводе

Зачем Форд красил углы на заводе Производство, Конструктор, Длиннопост, Генри Форд

Знаменитый пионер автомобильной промышленности Генри Форд еще сто лет назад приказывал красить углы цехов белой краской. Когда акционеры спросили Форда зачем это делается, король конвейера ответил, что "так машины выходят лучше". Попробуем разобраться как связаны белые углы с качеством фордовских машин.

У технологов есть такое довольно субъективное понятие - "производственная культура". Одно и то же изделие, по одним и тем же чертежам можно сделать с совершенно разным уровнем качества.

Немного ошибутся при производстве одной детали, немного при другой... Казалось бы, каждое отклонение более-менее в пределах допустимого, но когда в готовом изделии таких деталей пара сотен - ошибки складываются, получается брак.

Легендарный конструктор советских пушек Грабин вспоминал как тяжело шла борьба за качество и эту самую культуру производства в конце тридцатых годов. Даже на оборонных заводах в цехах царило разгильдяйство и не всегда качественное отношение к своему труду.

Когда завод получил большой заказ на изготовление более сотни орудий ЗИС-З Грабин пробил у директора завода приказ на создание эталонных орудий. Приказом предписывалось из ста комплектов деталей для пушек отобрать самые лучшие детали, выполненные с минимальными допусками. И из этих деталей собрать всего три эталонных орудия - полностью соответствующих чертежам конструкторов.

Как думаете, чем закончилась история с эталонными пушками? Правильно, отчаявшийся Грабин был вынужден сам отменять свой же приказ. Даже из сотни орудий собрать три идеальных пушки - не получалось.

В чем была загвоздка - вроде бы ни в чем, руками не пощупать. Тем не менее, эта самая низкая культура производства проявилась в полный рост. В итоге на заводе продолжилась тяжелая битва с военпредами за "условную годность" и приемку почти каждой второй не сильно подходящей детали.

Бороться за качество Грабину пришлось нестандартными методами. Прошлись комиссией по цехам, распотрошили шкафчики рабочих. Выбросили старый хлам, безжалостно отправились в мусор старые рабочие чертежи. Как объяснял сам конструктор:

- По такому чертежу вполне можно работать. Но когда слесарь держит в руках надорванный и заляпанный маслом чертеж - деталь отчего-то тоже выходит не лучшего качества.

По тому же принципу конструктор перевел конструкторов в новое помещение с большими окнами с обеих сторон. И дело было не только в том, что чертежникам нужно хорошее освещение. В залитом солнечным светом, просторном и хорошо проветриваемом бюро - людям приятно работать. Результат не заставил себя долго ждать, качество орудий резко пошло вверх.

Авиаконструктор Яковлев, отец знаменитых военных Яков, тоже писал о важности внутреннего настроя рабочего для качественного производства. На своем первом собственном заводе (на самом деле в цехе кроватной мастерской) конструктор первым делом распорядился убрать обрезки труб, арматуры и т.п. и непременно настелить дощатые полы.

Для производства самолета это было не нужно, вполне устроил бы и земляной пол. Авиатор руководствовался все теми же соображениями - в чистом и уютном цеху и машина выйдет на славу.

Другим нововведением Яковлева было красить двери между цехами белой краской. Объяснял он это так. Рабочие привыкли открывать двери не руками, а ногами. Это даже как бы удобно, если несешь что-то в руках. Но такое отношение недопустимо.

Как раз из соображений той же самой культуры производства. На белых дверях отпечатки подметок стали хорошо видны и постепенно рабочие стали открывать двери как положено. При этом конструктор никаких наказаний за это не вводил, люди сами решили, что работать в чистом цеху лучше.

Из той же серии традиция введенная Грабиным - приходить на работу без опозданий, вовремя. Некоторые неорганизованные конструктора часто опаздывали, но Грабин не стал объявлять выговоры. Вместо этого он каждое утро выходил перед началом смены к проходной и вежливо за руку здоровался с каждым опоздавшим. Дело сразу пошло на лад.

В советские годы на крупных заводах существовала традиция всем цехом выходить и благоустраивать территорию, расчищать и мостить дорожки, сажать цветы. Казалось бы, какое отношение цветы могут иметь к производству тяжелых тракторов или текстильного полотна? Тем не менее, эти традиции крайне положительно сказывались на результатах труда.

Уже в наше время, когда на Автоваз пришел руководить Бу Андерссон одним из первых его нововведений были - мусорные корзины с вкладными мусорными пакетами. Даже корзина должна быть чистой и опрятной. На первый взгляд - глупость, а на деле - еще один кирпичик в добросовестное отношение к своей работе, к качеству продукции.

Так и Генри Форд сотню лет назад боролся за качественное отношение рабочих к тому, что они делают. Он запрещал рабочим складывать в углах цехов заводской хлам (как было заведено практически везде). А чтобы это всегда было видно и наглядно и понадобилась белая краска.

Углы заводов Форда сияли чистотой и белой эмалью, а с конвейера одна за одной сходили массовые Форды-Т. Машины, произведенные не шибко квалифицированными рабочими, на быстро движущемся конвейере, но при это невиданного по тем временам качества.

Такая вот загадочная и непостижимая "производственная культура".

(с) МемуаристЪ, http://yarbush.ru

Найдены возможные дубликаты

Отредактировал Stern137 1 год назад
+48
Бу Андерсон вообще крутой мужик, это был единственный реально заинтересованный человек в АвтоВАЗе, при нем такая чистка пидорасов началась, что искры были видны в Москве. И эти пидарасы добились его отставки,а теперь тоже дерьмо с дотациями от государства...
раскрыть ветку 1
+39

И при этом смеялись что он проверял чистоту туалетов. Хаха, директор, и туалеты проверяет.

В его фильме есть интересная особенность. Во всех интервью все обиженные рассказывают, как раньше было хорошо, путевки, квартиры, социалочка. А о том, что завод при этом выпускал настолько низкокачественный продукт, что и привело к текущей ситуации, об этом никто не задумался.

+958

На пикабу есть эффективные менеджеры, выпускники мба, которые в первую очередь начинают закручивать гайки, экономить на туалетной бумаге, вентиляции, кондиционерах, эффективно распоряжаться площадью цеха, утрамбовывая все до нельзя? Что скажете? Насчет Грабина понятно что - "это совок", а что насчет Форда?

раскрыть ветку 220
+568

Форд ничего не знал про эффективный менеджмент. Ему важно было наладить производство. А вот его последователи об этом уже знали.

раскрыть ветку 94
+538

А ещё Форд платил ремонтной бригаде конвейера за отдых, а не за работу. То есть когда конвейер ломался и останавливался на починку выходила бригада и с этого момента им прекращали платить. В итоге выходит, что рабочие бригады сами заинтересованы в том, чтобы производство простаивало как можно меньше.

раскрыть ветку 72
+70
Ну конечно, так не знал аж мироврй концерн основал. Просто он работал в условиях отсутствия дифицита и по своим временам делал все грамотно, углы и есть часть действительно эффективного руководства. Хотите пример эффективного менеджмента в условиях жесткого дифицита, ада и израиля смотрите на тойоту
раскрыть ветку 19
+6
Даже Гастев в начале 20 века знал, только называлось это Научная Организация Труда.
+46
Есть и другая сторона: когда сильно экономят на зарплате рабочих, недоплачивают, но зато очередным слоем краски (понятно что на съэкономленное) делают помещение красивым, не особо у работников появляется настроение и аккуратность в работе.
раскрыть ветку 13
+16

Да,но если стоит выбор между поднять работникам з/п на условные 20 рублей или облагородить рабочее помещение, то уже не так очевиден выбор (от 20руб прибавки эффективность явно не изменится)

раскрыть ветку 12
+49

Дело в том, что знания нужно уметь применять. Это не МБА плохое и не все выпускники МБА, а плохие те, кто там тяп-ляп отучился , вершков набрался и не вник в суть - как итог дебильные мероприятия. Все как и с высшим образованием, кто то толковый выходит, а кого то надо ссаными тряпками гнать в Макдак кричать "свободная касса!"

раскрыть ветку 16
+15

Хорошие выпускники МБА вообще по собеседованиям не ходят, их хэдхантеры отлавливают

Я про тех, кто в мба пошёл, уже имея одно высшее и живой опыт

раскрыть ветку 15
+40

Был случай в практике. Нанял меня один мужик, нужен был сайт для компании, занимающейся входящими и исходящими звонками. Начал работать с ним, а в итоге ему пришлось вернуться на родину, а вместо себя директором поставить паренька. Парень прошел обучение в Бизнес-молодости. С ним уже отношения сложились плохо, делали сайт в ручном режиме, он говорил, что внести, мы вносили на похуй, лишь бы это все кончилось.


Прошло 3 месяца. Владелец компании вернулся, а у компании долги. Клиенты разбежались, манагеры воруют, прибыли нет. Этого парня вызывает на ковер, говорит, что долгов на лям, платить нечем. Что делать? Парень подумал минуту и сказал, что менеджеры пью дорогой кофе, надо подешевле. Окей, говорит владелец, ты сэкономил 2к, как еще 998к закрыть?


Короче, выгнал он этого бездаря на мороз и своими личными деньгами перекрыл долги. Потом заново нанял меня, сделали ему нормальный сайт, откуда прилетали заявки.

раскрыть ветку 2
+18

Бизнес молодость это совсем не МБА

раскрыть ветку 1
+100

Чет нам на MBA ничего про туалетную бумагу не рассказывали. А вот про Lean, эффективные команды, операционный менеджмент -  много. То, что ты пишешь - чушь. Эффективно распоряжаться площадью цеха это не утрамбовывать все подряд, а нормально организовать рабочие места, сократить логистику, автоматизировать, обеспечить комфортную работу. Обеспечить условия постоянных изменений То, с чего Форд и начинал

раскрыть ветку 44
+50
ну мы так и сделали, купили 3 вагона узбеков и прибыль выросла до небес
раскрыть ветку 5
+29
И самое главное - ежедневный отчёт (в двух формах) о выполнении этих мероприятий!
+75
Только "эффективные" понимают все немного иначе.
раскрыть ветку 3
+11
Форд думал о людях, которые, по его мнению, должны обеспечить ту самую эффективность. Работал с причиной, а следствия сами пришли. Учился я в МВА. Учат делать из людей роботов, подчиняющихся одному и тому же алгоритму. Поэтому я против такого подхода. Знания да, крутые. Но надо с умом из использовать, а не как наши совы в стране...
раскрыть ветку 21
+5
Бей Сову!!!
+1
В советское время это предмет в вузах назывался организация производства, потом эти идеи скопировали японцы, доработали и вернулось назад с модными названиями
раскрыть ветку 5
0

Это другое МВА для более других эффективных менеджеров. Вы просто не в теме)))

-2
Ага! И делегировать полномочия.
-2

Ты всё говоришь верно. Беда всегда была и будет в другом: нормальный, адекватный и смышленный - широких взглядов - управленец, и безо всяких MBA знает основы и принципы управления и оптимизационной деятельности. Ему, по сути, даже не нужно проходить все эти курсы, он по наитию придет к решению. Чего не скажи про паразитов-насекомых-тараканов, не имеющих достаточного уровня интеллектуального развития, в чьих бошках целые лабиринты из кривых зеркал, в которых информация искажается до неузнаваемости. Потом приезжает такой управленец (чаще всего чей-то сын, племянник или зять), которого холдинг отправил на учебу, обратно на производство и начинает творить неведомую дичь, которая к основам культуры производства даже близко не имеет никакого отношения. В этом и есть основная боль, с которой неизвестно как бороться...

раскрыть ветку 1
+7
Ха у нас в банке была рассылка: экономить салфетки. Одна рука-одна салфетка. Причем на прошлой работе (ВТБ) тоже писали письма с просьбой экономить бумагу. Хотя здание супер пупер,новое. Двери в туалет стоят больше 3000 евро,заказывались за границей,а на бумаге экономят ,ну и на рядовых специалистах тоже .Зп 8 лет не поднимали.Поэтому ушёл оттуда нах.
раскрыть ветку 2
+3

Супер здание и двери по 3к евро так то не для рядовых впаривателей и потребителей кредитов ставились, а для важных гостей. Не стоит забывать менталитет российских граждан, где своим - и так пойдет, в 90ые хуже было, а для чужих - ща погоди, пиджак сниму со своего зама, как ковер расстелю.

раскрыть ветку 1
+33

Форд сраный капиталист, которому важна лишь прибыль, поэтому для её увеличения подло улучшал условия сотрудников

раскрыть ветку 7
+10
Это называется приятное с полезным. Да и вообще вы знаете хоть одного предпринимателя который топит сугубо за идею не взирая на прибыль?
раскрыть ветку 1
+7

Он еще и рабочим платил в 2 раза больше чем у конкурентов, чтобы привлекать самых лучших. Ужасный человек.

+11

Гребаные английские аристократы, понастроили школ, потому что на их заводах стали нужны образованные рабочие=)

+5

Ильф и Петров, после посещения заводов Форда в США писали:

Сэры, - сказал мистер Адамс, внезапно оживившись, - вы знаете, почему у мистера Форда рабочие завтракают на цементном полу? [..] Мистеру Форду безразлично, как будет завтракать его рабочий. Он знает, что конвейер всё равно заставит его сделать свою работу, независимо от того, где он ел - на полу, за столом или даже вовсе ничего не ел. Вот возьмите, например, "Дженерал Электрик". Было бы глупо думать, сэры, что администрация "Дженерал Электрик" любит рабочих больше, чем мистер Форд. Может быть, даже меньше. А между тем у них прекрасные столовые для рабочих. Дело в том, сэры, что у них работают квалифицированные рабочие, и с ними надо считаться, они могут уйти на другой завод. Это чисто американская черта, сэры. не делать ничего лишнего. Не сомневайтесь в том, что мистер Форд считает себя другом рабочих. Но он не истратит на них ни одной лишней копейки.

Труд расчленён так, что люди конвейера ничего не умеют, у них нет профессии. Рабочие здесь не управляют машиной, а прислуживают ей. Поэтому в них не видно собственного достоинства, которое есть и у американского квалифицированного рабочего. Фордовский рабочий получает хорошую зарплату, но он не представляет собой технической ценности. Его в любую минуту могут выставить и взять другого. И этот другой в двадцать две минуты научится делать автомобили. Работа у Форда даёт заработок, но не повышает квалификации и не обеспечивает будущего. Из-за этого американцы стараются не идти к Форду, а если идут, то мастерами, служащими. У Форда работают мексиканцы, поляки, чехи, итальянцы, негры.

Конвейер движется, и одна за другой с него сходят превосходные и дешёвые машины. Они выезжают через широкие ворота в мир, в прерию, на свободу. Люди, которые их сделали, остаются в заключении. Это удивительная картина торжества техники и бедствий человека.


+2

А коммунисты придумали слово "вредительство" и просто ссылали "вредителей" в лагеря. Оставшиеся трудились лучше, к тому же именно они и кидали анонимки, ибо видать накипело от низкой культуры производства (распиздяйства).

раскрыть ветку 1
+19
У Форда была цель наладить и развивать производство, а немаксимално сьекономть чужие деньги.
раскрыть ветку 11
+18

сЬекономить? ты серьёзно? прочитай и послушай, как мерзко это звучит

раскрыть ветку 10
+8
На самом деле первым делом вешают коней, покупают новый чайник и холодильник. Выкидывают Цейлон скиф чай и закупают хороший. Мыло получше, мебель получше... Наводят порядок с мелочей. Даже при малых затратах. Становиться лучше
раскрыть ветку 6
+13
Автозамена у тебя творит кошмар!
раскрыть ветку 2
+7
Иллюстрация к комментарию
+5
Бедные кони. Их-то за что?
0

Поржал

+2

Форд сам и придумал эффективный менеджмент, в самом его что ни на есть лучшем виде. Это потом его извратили и привели к тому, что есть сейчас.

+2

Все эффективные давно в госсухе работают уже. В настоящем бизнесе остались одни простые работяги.

раскрыть ветку 3
-1

Откуда же тогда в бизнесе эффективные совы?

раскрыть ветку 2
-4
Грабин как раз то и не "совок", а именно менеджер.
раскрыть ветку 3
+12

"Совок" - это пренебрежительное название СССР, Грабин работал в СССР. Не нужно придумывать сущности

раскрыть ветку 2
-26

А в чем проблема более эффективного распоряжения площадью цеха, особенно принимая во внимание климат в РФ и необходимость конских трат на отопление?

Вам нужен кондиционер- вот и доведите до руководства необходимость его установки. И результаты не забудьте повысить после того, как его получите.

При этом вам самому похрен в каких условиях был произведен товар, который вы покупаете. Вам важнее его характеристики.

раскрыть ветку 2
+25

Вы крайне неэффективно потратили время, прочитав пост и не поняв основную мысль: улучшение условий труда приводит к улучшению качества. И я на своем опыте могу это подвердить: я подрабатывал студентом на заводе и могу сравнить результат своей работы в цеху с кондиционером и без, работал в кабинете, до потолка заваленном комплектующими компьютеров, нерабочими кассами в грязных картонных коробках. Сейчас же я работаю в компании, которая не скупится на траты на персонал, поскольку руководство понимает, такие инвестиции действительно окупаются - соответственно и моя мотивация выше, а результат работы качественнее

ещё комментарии
ещё комментарии
-1
В первую очередь нужно рабочий персонал сокращать
раскрыть ветку 1
+1

Вот вас минусуют, а у нас на прошлой работе так и было, зато новых супер дорогих членов правлений нанимали

-2
Ну какие на пикабу эффективные менеджеры?

Вы посмотрите на комментарии. Я давно подозревал, что пикабу преимущественно айтишный сайт.
Здесь процентов восемьдесят айтишников, программистов, фрилансеров и тд.

Людей с производства из цехов, гораздо меньше.
По моим прикидкам, процентов 10. А из руководства наверное совсем единицы.
-3
На пикабу есть эффективные менеджеры

Это в твоей фантазии они есть. Шутники придумывают, ты веришь.

+852

Получается, что бы программисты писали хороший софт, они должны сидеть в офисе с хорошим ремонтом. Вот почему it компании любят вкладывать в дорогой ремонт

раскрыть ветку 76
+518
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 24
+254
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 22