12258

Зачем Форд красил углы на заводе

Зачем Форд красил углы на заводе Производство, Конструктор, Длиннопост, Генри Форд

Знаменитый пионер автомобильной промышленности Генри Форд еще сто лет назад приказывал красить углы цехов белой краской. Когда акционеры спросили Форда зачем это делается, король конвейера ответил, что "так машины выходят лучше". Попробуем разобраться как связаны белые углы с качеством фордовских машин.

У технологов есть такое довольно субъективное понятие - "производственная культура". Одно и то же изделие, по одним и тем же чертежам можно сделать с совершенно разным уровнем качества.

Немного ошибутся при производстве одной детали, немного при другой... Казалось бы, каждое отклонение более-менее в пределах допустимого, но когда в готовом изделии таких деталей пара сотен - ошибки складываются, получается брак.

Легендарный конструктор советских пушек Грабин вспоминал как тяжело шла борьба за качество и эту самую культуру производства в конце тридцатых годов. Даже на оборонных заводах в цехах царило разгильдяйство и не всегда качественное отношение к своему труду.

Когда завод получил большой заказ на изготовление более сотни орудий ЗИС-З Грабин пробил у директора завода приказ на создание эталонных орудий. Приказом предписывалось из ста комплектов деталей для пушек отобрать самые лучшие детали, выполненные с минимальными допусками. И из этих деталей собрать всего три эталонных орудия - полностью соответствующих чертежам конструкторов.

Как думаете, чем закончилась история с эталонными пушками? Правильно, отчаявшийся Грабин был вынужден сам отменять свой же приказ. Даже из сотни орудий собрать три идеальных пушки - не получалось.

В чем была загвоздка - вроде бы ни в чем, руками не пощупать. Тем не менее, эта самая низкая культура производства проявилась в полный рост. В итоге на заводе продолжилась тяжелая битва с военпредами за "условную годность" и приемку почти каждой второй не сильно подходящей детали.

Бороться за качество Грабину пришлось нестандартными методами. Прошлись комиссией по цехам, распотрошили шкафчики рабочих. Выбросили старый хлам, безжалостно отправились в мусор старые рабочие чертежи. Как объяснял сам конструктор:

- По такому чертежу вполне можно работать. Но когда слесарь держит в руках надорванный и заляпанный маслом чертеж - деталь отчего-то тоже выходит не лучшего качества.

По тому же принципу конструктор перевел конструкторов в новое помещение с большими окнами с обеих сторон. И дело было не только в том, что чертежникам нужно хорошее освещение. В залитом солнечным светом, просторном и хорошо проветриваемом бюро - людям приятно работать. Результат не заставил себя долго ждать, качество орудий резко пошло вверх.

Авиаконструктор Яковлев, отец знаменитых военных Яков, тоже писал о важности внутреннего настроя рабочего для качественного производства. На своем первом собственном заводе (на самом деле в цехе кроватной мастерской) конструктор первым делом распорядился убрать обрезки труб, арматуры и т.п. и непременно настелить дощатые полы.

Для производства самолета это было не нужно, вполне устроил бы и земляной пол. Авиатор руководствовался все теми же соображениями - в чистом и уютном цеху и машина выйдет на славу.

Другим нововведением Яковлева было красить двери между цехами белой краской. Объяснял он это так. Рабочие привыкли открывать двери не руками, а ногами. Это даже как бы удобно, если несешь что-то в руках. Но такое отношение недопустимо.

Как раз из соображений той же самой культуры производства. На белых дверях отпечатки подметок стали хорошо видны и постепенно рабочие стали открывать двери как положено. При этом конструктор никаких наказаний за это не вводил, люди сами решили, что работать в чистом цеху лучше.

Из той же серии традиция введенная Грабиным - приходить на работу без опозданий, вовремя. Некоторые неорганизованные конструктора часто опаздывали, но Грабин не стал объявлять выговоры. Вместо этого он каждое утро выходил перед началом смены к проходной и вежливо за руку здоровался с каждым опоздавшим. Дело сразу пошло на лад.

В советские годы на крупных заводах существовала традиция всем цехом выходить и благоустраивать территорию, расчищать и мостить дорожки, сажать цветы. Казалось бы, какое отношение цветы могут иметь к производству тяжелых тракторов или текстильного полотна? Тем не менее, эти традиции крайне положительно сказывались на результатах труда.

Уже в наше время, когда на Автоваз пришел руководить Бу Андерссон одним из первых его нововведений были - мусорные корзины с вкладными мусорными пакетами. Даже корзина должна быть чистой и опрятной. На первый взгляд - глупость, а на деле - еще один кирпичик в добросовестное отношение к своей работе, к качеству продукции.

Так и Генри Форд сотню лет назад боролся за качественное отношение рабочих к тому, что они делают. Он запрещал рабочим складывать в углах цехов заводской хлам (как было заведено практически везде). А чтобы это всегда было видно и наглядно и понадобилась белая краска.

Углы заводов Форда сияли чистотой и белой эмалью, а с конвейера одна за одной сходили массовые Форды-Т. Машины, произведенные не шибко квалифицированными рабочими, на быстро движущемся конвейере, но при это невиданного по тем временам качества.

Такая вот загадочная и непостижимая "производственная культура".

(с) МемуаристЪ, http://yarbush.ru

Найдены возможные дубликаты

Отредактировал Stern137 17 дней назад
+850

Получается, что бы программисты писали хороший софт, они должны сидеть в офисе с хорошим ремонтом. Вот почему it компании любят вкладывать в дорогой ремонт

раскрыть ветку 299
+518
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 24
+254
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 22
+26
Иллюстрация к комментарию
+631

Ну так крупные компании типа Google или Яндекс не скупятся на помещения для своих разработчиков. Они понимают, что разработчики — творческие люди и им нужно хорошее настроение на работе.


А те, кто не понимал, лишились своих работников и свернули бизнес. Но это неточно.

раскрыть ветку 273
+46

разработчики — творческие люди и им нужно хорошее настроение на работе.

а не творческие могут и в хлеву работать?
раскрыть ветку 7
+92

+ 1. На себе почувствовал

раскрыть ветку 8
+512

Расскажу одну историю моего собеседования.

В общем, выложил свое резюме на хедхантер, и ждал звонков от работодателей. Всегда при звонке спрашивал, а в каком состоянии офис? Этот вопрос ставил в тупик каждого рекрута. Типа че? А это тут причём? Я объяснял, что работать буду только в той фирме, что имеет офисы в бизнес центрах класса не меньше Б+. У меня естественно интересовались, почему и чем ремонт офисов в советском стиле, может помешать мне работать?

На что я отвечал, что если у вас совок перед глазами, то такой же совершенно совок у вашего начальства в головах и по офису всегда можно оценить отношение к сотрудникам со стороны руководства. Мня на том конце редко понимали. Обычно все кичились близким расположением к метро и белой зп, считая это верхом совершенства. И вот одна такая звонит и на этот мой завершающий звонок отвечает, что ремонт отличный, только недавно сделали и мы назначили время интервью. Придя в офис, я обнаружил прям совдепию в своём яром исполнении. Серое и невзрачное здание, полы из бетона, армстронг на потолке, с отваливающейся кое где плиткой и как вишенка на торте, бабка на проходной с засаленной тетрадкой посещений. Глянув на это, я хотел уже развернуться, но меня встречали у входа и я решил, что невежливо будет так себя вести и прошел в переговорную. В переговорную пришли три человека, начальник отдела, рекрут и ещё один человек, вроде менеджер, мы стали беседовать о моей проф, деятельности и немного поговарив, вдруг они спросили, почему я задавал вопрос об офисе во время телефонного звонка? На что я им ответил, что к счастью, в Москве куча мест, куда я могу устроиться со своим опытом работать и я могу выбирать. Выбирая рабочее место, я выбираю его не на неделю, а на долгое время и если меня все в этом месте будет угнетать, то и работать мне будет сложно, ибо я большей частью буду думать о том, как бы скорее от сюда свалить. И идти на работу буду с трудом, а не с удовольствием. Но хуже всего, что и ваше начальство тоже сюда приходит и тоже все это видит и ничего с этим не делает, потому что ему похуй и в этом его отношение к вам и самой фирме. Поэтому, мне с вами не по пути.

Мне правда сказали, что типа они снимают этот офис и не они делают ремонт в здании, на что я ответил, что значит надо снимать там, где ремонт уже есть. Меня тогда в том кабинете никто не понял. А через какое то время, я получил письмо на свой электронный адрес от той девочки рекрута, что я был прав, и она взяла себе на вооружение этот метод уволившись с той компании.

П. С. А ещё я захожу в туалеты и смотрю на разруху в этих клозетах. Если разруха в них, то она и в головах управления, даже, если приемная часть выглядит как дворец. Относясь к своим сотрудникам как к скоту, не стоит ожидать от них хорошей работы.

раскрыть ветку 181
+116
Да у них там ещё куча всяких плюшек. Я б жопу рвала с удвоенным энтузиазмом, если б просто кормили на обеде и ДМС был.
раскрыть ветку 73