Вражда

Моё детство пришлось на самый конец 70-х годов. В то время в живых оставалось довольно много людей,прошедших ВОВ. В нашей хрущевке жили несколько ветеранов,но рассказать хочу о двоих.Отчества не помню у обоих,поэтому буду называть по имени.

Первый дед Антон.Крепкий старикан, был  всегда опрятно одет,работал кем-то в райисполкоме. Костюм,который он одевал на 9 мая ,был увешан медалями. Дед Антон часто ходил на встречи со школьниками,во дворец пионеров, ещё куда-то. Его частенько привозила откуда-то "Волга", вроде как райкомовская(по сведениям старушек у подъезда),но это не точно. Нам тоже много рассказывал про войну и рассказал бы больше,если бы не периодическое появление второго деда.

Второго звали Владимир,но все ,включая жену,звали его Вовка. Он был инвалидом,без левой кисти и левой  ноги по колено. Дни, когда я его видел трезвым , можно пересчитать по пальцам.  Сколько его помню,он ходил в одном и том же пиджаке,менялись только цвета заплаток под мышками. Не смотря на инвалидность, редко видел его сидящим на лавочке. Постоянно нарезал круги по району,вечно с кем-то ругался и не всегда цензурно. Точнее всегда крыл трехэтажным. Бывало и в драку лез. В таких случаях звали его жену,при ней он утихал и ковылял домой. На День Победы Вовка цеплял три медали на свой пиджак,брился и...был тих и трезв как стекло.

Так вот,что касается отношений между этими двумя ветеранами. Вовка открыто ненавидел деда Антона. При каждой встрече вскипал,как карбид в воде. Называл его тыловой крысой,брехуном, ещё как-то,ну и матюками конечно.Нам говорил:"А вы,шпана,не слушайте этого пи..уна!Он к войне и за три версты не подходил!"Бабки шипели на него:"Ты что,старый,материшься при детях!" Он махал на них культёй и яростно уходил.Антон реагировал слабо,говорил,мол,иди проспись или "что ты мелешь", всё в таком духе. Но однажды они сцепились серьезно. Вовка в этот раз был очень сильно пьян. Увидев Антона,он,по своему обычаю, начал костерить его и в какой-то момент сказал про некое ранение. Тут Антон как заорёт на Вовку:" Не бреши,не было такого!" И за грудки его схватил,тот тоже одной рукой,но пьяный же, ещё и без ноги. Упал,конечно. Дед Антон ушел,а Вовка ещё лежал некоторое время,крыл его вслед по полной пока не пришла жена.

- Опять ты с ним связываешься. Не лезь к нему!

- Ну ведь сука же? Мне б его тогда ещё пристрелить!

- Молчи,дурак! Сядешь ещё на старости лет.

Диалог,конечно,не точный,но вот про возможность когда-то пристрелить Антона,я запомнил.Мы,пацаны,были,как бы, на стороне деда Антона. Он интересно рассказывал про войну,у него был "Запорожец" и он катал нас иногда,а что ещё ребятне надо? Вовка же вечно гонял нас с деревьев в палисаднике,где мы играли, постоянно бухой. А уж рассказов про войну и вовсе ни разу не было.

Когда, где-то через год, Вовка умер,к нему попрощаться приехало очень много народа. Столько ветеранов я видел только по телеку ,9го мая, на Красной площади.Много офицеров, даже генералы  были. Мы с удивлением узнали,что у Вовки очень много медалей,их несли на подушечках перед гробом. Все похоронные процессии до этого ограничивались краем двора,где грузились на машину и ехали на кладбище. В этот раз пошли за дом,на улицу,там перекрыл движение и дальше, километра 2, наверное,прошли. Оказалось наш Вовка, пьяница и скандалист, был отчаянным воякой. Начинал артиллеристом,но попросился в пехоту,на передовую,потом его взяли в полковую разведку. Много раз ходил за линию фронта,брал "языков",пару раз  высокого звания. Был накоротке с генералами, даже с каким-то известным,я,к сожалению,не запомнил. Однополчане к нему приехали со всего союза. Это мне отец рассказал,он с ними беседовал.

Деда Антона я на похоронах не видел. Умер он,когда я уже закончил школу и учился в институте . На похоронах были дочь, пара родственников,соседи по подъезду.Не было никого от военкомата,солдат для залпа,от комитета ветеранов,да и самих ветеранов не было. Донесли быстро до конца двора и увезли.Почему так произошло я тогда не задумывался,а сейчас и спросить некого.

Причины вражды между этими стариками я тоже так и не узнал. А вспомнил об этом,когда начал читать книгу "Ванька-ротный". Автор там описывает тяготы войны глазами окопного офицера. Ну и как воевали : кто под пулями ползал,а кто в тылу паёк получал.

Но об этом я судить не вправе. Это надо ветеранов спросить,жаль осталось их,реальных, всего ничего.