Восстание  Чьеу Тхи Чинь

Вьетнамская культура пестрит сказаниями и легендами, в которых реальные люди превращаются в мифических персонажей. Такой легендой обросли исторические данные о восстании против Второго китайского завоевания, которое возглавила юная вьетнамская девушка, ставшая национальной героиней Вьетнама.

Теперь ее уважительно величают госпожой Чьеу, но в 248 году Чьеу Тхи Чинь (Triệu Thị Trinh) едва исполнилось 19 лет.

Непосильные подати возложили на бедных крестьян Вьетнама наместники в эпоху Второго китайского завоевания Вьетнама, длившегося больше 500 лет с 43 по 544 годы. Юная девушка устала изо дня в день наблюдать тяжелую жизнь вьетнамского народа под китайским гнетом и вдохновила тысячи вьетнамцев на борьбу с оккупантами.

Восстание  Чьеу Тхи Чинь Вьетнам, Восстание, Героиня, Борьба за независимость, Третий, Век, История, Юго-Восточная Азия, Длиннопост

История эта случилась так давно, что источники не сходятся в точности некоторых данных и даже точное имя героини вызывает споры. Однако, и старые летописи, и последние исследования рисуют похожую картину.

В 226 году в горной местности Куан Йен в районе Куу Чан (провинция Тханьхоа сегодня) родилась девочка. В раннем возрасте она потеряла родителей и стала сиротой. Воспитывалась будущая госпожа Чьеу старшим братом. Ее брат Триу Куок Дат был лидером местного поселения и служил окружным командующим. Повзрослевшая Чьеу Тхи Чинь хорошо разбиралась в боевых искусствах и имела железную волю.

Историки указывают, что за Чьеу числится убийство невесты собственного брата, которую Чьеу считала жестокой. Но в итоге брат Чьеу сражался в восстании, возглавляемом сестрой, плечом к плечу.

«Я скорее отсеку голову морскому чудовищу, чем стану гнуть спину в служанках или наложницах» – такие речи приписывают Чьеу Тхи Чинь в «Краткой истории Вьетнама», написанной в 1921 году вьетнамским политиком Чан Чонг Кимом.

Не в силах терпеть гнета захватчиков, объединившись с армией брата, девушка собирала мятежников для восстания против власти завоевателей. Очень скоро военные действия развернулись в оккупированном регионе. Летописи изображают образ воительницы, перемещающейся верхом на слоне в желтых одеяниях. Чьеу именовала себя «генеральшей в золотом платье». Именно в таком виде можно встретить легендарную Госпожу Чьеу на канонических иллюстрациях в храмах, прославляющих ее подвиг. Солдаты уважали ее и почитали, как святую.

В 248 году в результате восстания 19-летней Чьеу был убит китайский наместник Зяоти (так назывался в Китае захваченный вьетнамский регион).

Китайское правительство, возмущенное бунтом порабощенных вьетнамцев, отправило в мятежную провинцию армию из 8000 воинов с приказом подавить разгоревшееся восстание. Бои повстанцев с китайцами продолжались в течении полугода, но Чьеу потерпела поражение. Потеряв свою армию, Чьеу Тхи Чинь бежала и покончила с собой.

И после ее смерти вьетнамцы верили, что бессмертный дух «генеральши в золотом платье» продолжает защищать земли вьетов от захватчиков. С тех пор в трудных сражения воины Вьетнама слышат рев слонов и шум восставшей армии Чьеу.

Восстание под предводительством Чьеу Тхи Чинь не стало окончанием Второго китайского завоевания, но позволило народу ощутить свободу воли и выдержать почти два столетия тяжелой экспансии перед подготовкой к следующему мятежу.

ериканский профессор Дэвид Марр посвятил личности Чьеу страницы своего исследования вьетнамской истории, написанной в начале 20 века. По его сведениям, взятым из исторических летописей, это была женщина ростом 2,7 метра с огромными грудями, которые она закидывала на спину, и голосом, звучавшим, как храмовый колокол. Она съедала десятки тарелок риса и проходила сотни километров в день. Именно такой видели вьетнамцы свою «генеральшу».

Легенда, раскопанная Марром в летописях, говорит, что китайцы недооценивали Чьеу, поскольку она была женщиной (в Китае был жесткий патриархат). Но Чьеу побеждала. И китайский полководец не мог остановить ее, пока не придумал хитрость. Он приказал своей армии раздеться догола. Чьеу увидела это и отступила от отвращения. Ее армия была разбита без лидера.

Дэвид Марр также описывает легенду о том, что дух покойной преследовал разбившего армию Чьеу китайского военачальника. И ему удалось избавиться от наваждения, только развесив вокруг дома 100 пенисов.

Спустя 3 века (в середине 6го века н.э.), когда Вьетнаму удалось освободиться от Второго китайского завоевания, вьетнамский император Ли Нам Де из новой правящей династии повелел построить храм, прославляющий смелость госпожи Чьеу и преданность своему народу. Воительница получила от императора множество посмертных титулов. И реальная девушка стала легендой, о которой воспевают гимны и называют вьетнамской Жанной Д’Арк.

Восстание Чьеу стало последним женским восстанием (мы уже писали о восстании сестер Чынг). С его окончанием лаквьетские идеалы пришли в упадок.

Во многих городах Вьетнама можно встретить улицу, названную в ее честь Bà Triệu (госпожа Чьеу). Вьетнамцы строят в ее честь храмы, рисуют ее, снимают мультфильмы, чтят ее память.

Источник : https://ru.dimatourmuine.vn/восстание-19-летней-чьеу-тхи-чин...