Воркута
А дело было так… В очередной раз хорошенько отдохнув дома, в родительском гнезде, аж две недели меня вызвали на работу. Позвонила Ивановна и пробасила:
- Суслик, ты там не заоотдыхалась?!
- Да ещё не успела по вам соскучится.
- Мы тебе сейчас денег на билеты скинем вот в поезде и отдохнёшь! На Байдаре новую столовую открывают, места тебе знакомые, белые медведи за руку здороваются, тебе понравится!
- Ну кидайте, как билеты куплю отпишусь.
На дворе стоял жаркий июль, второй день я валялась на диване и плевала в потолок,рядом от жары изнывала Мишелька, а вентилятор не успевал охлаждать нагретый воздух и мне казалось, что ещё чуть чуть, и я расплавлюсь…А на Байдаре меня ждало Карское море полное айсбергов и одно упоминание о нем, было ледяным бальзамом на мою душу.Как не поехать?
- Ну что, Мишелька! Еду на твою Родину!Чего тебе привезти: муксуна или оленины?
Услышав своё имя, любопытная собачка подскочила, села на толстенькую попку и завиляла бубличным хвостом. Пару раз облизнувшись, засеменила на кухню, жара жарой, а обед по расписанию!
Немного огорчив родителей, своим быстрозакончившимся отпуском, я поехала за билетами.В июле было проблемно с севера уехать, а вот приехать это вам пожалуйста, беспрепятственно купила билеты по всем своим направлениям я поехала собирать чемодан.
Без проблем долетев до Москвы, я нашла Ярославский вокзал и ждала прибытия своего поезда, оставалось чуть больше двух часов.
Погуляла по вокзалу, удивилась, что вокруг кипит разнообразная торговля от безделушек, до сотовых телефонов. Как раз активно рекламировали Нокию N-95, которая стоила по тем временам адских денег (26000 т), на вокзале можно было купить за 8 тысяч её китайскую копию.Я же пользовалась огромным кирпичем Нокия Н-80 и при желании, его можно было свободно использовать в целях самообороны!
Чуть не опоздав, села в поезд и обнаружила в своём купе четверых немолодых мужчин, думая , что ошиблась, вышла из купе и стала перепроверять билеты.Дверь купе распахнулась и один из мужчин с досадой произнёс:
- Проходите, вы не ошиблись, сейчас мы вам место освободим!
Я вошла, присела на свою нижнюю полку,мужчины скучились на своей, по выражению их лиц и закускам на маленьком столике, было явно видно, что мне не рады.
- Вы не смотрите, что нас четверо, это Андрей он едет в соседнем купе, но там молодая пара с тремя детьми, можно он тут побудет? Или , если хотите, можете поменяться билетами.
Представив двухдневную поездку с маленькими детьми, я вежливо отказалась и решила и дальше ехать на своём месте.
- Не переживайте мы друг другу не помешаем, могу поменяться с кем нибудь на верхнюю полку и спать буду там, а вы сидите своей компанией.
По купе пронёсся вздох облегчения…
Уже приветливо улыбаясь мужчины представились, сказали , что едут с вахты домой в Воркуту, работают тут же в Москве.Сказали, что пойдут перекурить, чтобы не мешать мне располагаться.Переодевшись в пижамные штаны и футболку, я застелила свою верхнюю полку и расположилась с книжкой.Тогда я только купила первую книгу из серии ,,Трое из леса,, и наслаждалась рассказом о молодых:Таргитае, Олеге и Мраке.
Мужчины вернулись,Расспросили меня откуда я и куда , спросив разрешения, не против ли я , если они по чуть чуть выпьют , начали отмечать успешное окончание вахты.
Дядьки Ваня,Вася и Матвей были сварщиками и ездили по вахтам уже много лет, на вид им было, чуть больше пятидесяти, за плечами были крепкие семьи, а у некоторых уже и внуки.Андрей , из соседнего купе, был помоложе , ему было 40, работал газорезчиком и был абсолютно свободен.
Они тихонечко выпивали и вели неспешную беседу, читать мне надоело, спать не хотелось и я спрыгнула в низ к своим попутчикам, в надежде попить чайку.Мне освободили место , Андрей, не смотря на мои протесты сбегал за чаем к проводнице и купил большую плитку шоколада.Сладкого не хотелось, а вот от кусочка сала, которым мужики закусывали, я бы не отказалась.В этот момент мои мысли будто прочитали и наперебой стали предлагать угощаться с их стола.Я же достала баночку маминых фирменных маслят и маринованную капусту, чем вызвала одобрительные возгласы.Не стесняясь я угощалась мясом и салом, вприкуску с чёрным хлебом и вылавливала из банки малюсенькие грибочки.
Мужчины расказывали о своих вахтах, интересных моментах, вспоминали , как всей бригадой были на Сахалине, о красоте тех мест, о красной икре-ложками и вообще оказались очень приятными собеседниками.Я же в своё время рассказывала о своих приключениях: Ванкоре, Мишельке, рассказала о своей конторе и заведующей.
Неспешно прибравшись, все распределились по своим местам и приготовились ко сну.На утро мои попутчики, глушили чай, а к вечеру закупившись пивом и рыбой, продолжили общение дружной компанией.
Через двое суток мне помогли сойти с поезда на станции Воркута, на перроне всех встречали семьи, а Андрея -друг, тепло со всеми попрощавшись, я покатила чемодан на стоянку такси.В Воркуте было относительно тепло,в спортивной кофте мне было вполне комфортно.
Разговорчивый таксист вез меня по Воркуте.И если в моем родном городе бушевало лето, тут было ощущение, что в разгаре весна.Город был ярко зелёным с морем желтых одуванчиков!
Жаль, что не было времени познакомиться с городом, уже по дороге в гостиницу, мне позвонили и предупредили, что меня ждут в аэропорту.
Но пока ехали по городу, я успела обратить внимание, что на первых этажах многие окна забиты досками, и по дороге попадается много брошенного жилья. На что таксист пояснил, что угольная промышленность в Воркуте терпит крах, город давно не развивается и люди просто бегут, если есть куда, а те кто остались вынуждены платить огромную коммуналку, поэтому многие меняют квартиры на более меньшие.А те кто уехал пытаются или продать, или отдать в администрацию, чтобы не платить за них.
Приехав в аэропорт, я будто попала на заброшку,очень старое советское здание, убитые кресла, по стенам советские лозунги, ощущение, что аэропорт не обитаем.Ан нет, меня проводили на регистрацию, и при досмотре багажа отобрали мою прелесть…мои драгоценные поварские ножи! От того, что в вертолете нет грузового отсека, я осталась без ножей.Готова была разрыдаться , для меня это было то же , что остаться без рук! Я улетела, а мои ножички , остались меня дожидаться.
Загрузилась в вертолёт, воткнула наушники в уши, больше чтоб заглушить шум, музыка была слышна на минималках.Быстро набирая высоту,мы удалялись от города , уставившись в иллюминатор я любовалась летней тундрой, блюдцами озёр, местами мелькал лес.Но чем дольше мы летели, тем меньше было лесов, были заметны лишь чахлые кустики(березка, багульник)
Ветролет ещё бешено вращал лопастями, когда мы начали выходить, навстречу мне закрывая глаза от летевшего песка, бежала Аня! Вся горечь, от утраты ножей тут же улетучилась, так я ей была рада.Вдоволь наобнимавшись, мы пошли знакомиться с моим новым местом работы.
В работу включилась быстро, встала на выпечку хлеба и занималась заготовками мясных блюд,благо народу кормить нужно было не много , всего около 80 человек!
Вот на этой плите предстояло работать, а рядом раздаточное окно, через которое выдавали рабочим пищу.
С раннего утра и до вечера мы работали, а вечерами ходили погулять по тундре, было интересно видеть то тут , то там в ямках и оврагах кучки сохранившегося снега.В паре сотен метрах начинался берег Карского моря, можно было пройтись, намочить сапожки.
Вечерами мужчины ловили рыбу, угощали нас, а иногда стреляли гусей и уток.Я тоже одного выпросила.
Вкусный был, зараза!
Так мы отработали почти месяц, когда начальство объявило, что наш городок переезжает.Предстояло перевезти столовую, все жилые и бытовые вагончики, перегнать технику на новую отсыпку.
Первый и последний раз в жизни мне довелось участвовать в переезде и прокатиться в своей столовой, которая в этот момент тоже ехала на своих салазках.Мы сидели у двери и подпирали ногами холодильник, чтоб он не мотылялся из стороны в сторону, грызли семечки и наблюдали за меняющимся пейзажем.
Пошли дожди и погода резко испортилась, вот так как бомжики мы там и ходили, лишь бы тепло и комфортно!Тут мы с Аней готовим столовую к переезду.
Расположившись на новом месте, работа вошла в привычное русло. До одного момента…Со мной и Аней работала ещё наша кух. рабочая Алла, женщина очень своеобразная, умная, добрая, ответственная , но очень плотно сидевшая на антидепрессанта.Иногда рабочие у нас спрашивали, все ли с ней нормально, и где она берет спиртное?!
Мы знали, что человек переживает какую-то личную драму и с расспросами ,и советами не лезли.
На работу она приходила на два часа позже и на два часа позже нас уходила, в один прекрасный вечер мы поставили вариться на плиту сгущённое молоко для будущего торта, предупредили Аллу, во сколько его выключить и ушли отдыхать.Через два часа пришла Алла, я уточнила выключила ли она плиту, получив положительный ответ, я ушла прогуляться.
В тундре созревала морошка, хоть я и не особо её люблю, за специфический вкус, но все же собирала и пересыпав сахаром оставляла в холодильнике для девчонок.
Дым я заметила издалека,он плотным столпом поднимался из городка, со стороны столовой!
Я бежала по тундре, едва касаясь ногами мха, долетев минут за пять до городка, я поняла , что Алка сгущенку не выключила!
У столовой уже столпился народ, открыв дверь своим ключом я залетела внутрь, открыла окна и двери, мужики прихватили половником кастрюлю танцевавшую на плите и вышвырнули через окно на песок!
Вся кухня была в ошмётках крепко сваренной сгущенки, на плите догорали её куски, превращаясь в уголь, выделяя дым и источая вонь.
Всю ночь мы отмывали столовую, проветривали от дыма и запаха гари.Получили очень ценный опыт, что друг за другом нужно все перепроверять, особенно если ты на антидепрессантах.
А ещё в эту вахту мы познакомились с белым медведем,но расскажу позже.