253

Учитель или коллектор?

Работаю репетитором английского более 15 лет. С родителями учеников (когда ученик ребенок) всегда договариваюсь, что занятия оплачиваются авансом, можно за вечер до занятия например присылать оплату. Но с одной семьей, где ученица — школьница, с которой занимаюсь уже более двух лет, возникла необычная проблема. Они периодически задерживали оплату: сначала накопили долг в 12 тысяч рублей, а спустя еще пару месяцев долг в 15 тысяч. После каждого урока я напоминала: «У вас задолженность в такую-то сумму», а в ответ получала: «Да-да, сейчас перешлем» — и ничего. Завтраки тянулись, потом мне оплачивали долг и вносили аванс и извинялись.

В какой-то момент ученица начала меня раздражать, хотя раньше такого не было, я вообще не испытываю раздражения на уроках. Когда ученик ошибается - это хорошо, спорит например со мной - прекрасно, опоздал - ну ничего страшного. Я вообще не помню за эти 15 лет постоянной работы чтобы ученик меня раздражал. Решила разобраться: взяла супервизию у КПТ-терапевта. Выяснилось, что злость направлена не на девочку, а на роль коллектора, в которую я невольно превращалась. Занятия — это про развитие и мотивацию, а не про выбивание денег. Классическое выгорание.

Поставила четкую границу: приостановила уроки и сообщила — продолжим только после полного погашения долга и внесения аванса за любое количество занятий (можно например за вечер перед каждым занятием вносить или сразу за месяц - это как удобно). Именно аванс, а не постоплата. Результат превзошел ожидания: долг вернули через 20 минут после моего сообщения, теперь оплаты приходят вовремя. Стало гораздо комфортнее — фокус на обучении, нервы в порядке, ученица радуется успехам, а я радуюсь тому, что мы полностью в английском, а не в подсчетах и обсуждении финансовых вопросов.