Труженик ВЛ10.
ВЛ10 (Владимир Ленин, тип 10, до 1962 — Т8 — Тбилисский 8-осный) — советский магистральный грузопассажирский электровоз постоянного тока, выпускавшийся Тбилисским (ТЭВЗ) и Новочеркасским (НЭВЗ) электровозостроительными заводами с 1961 по 1977 годы.
Создан с использованием части электрооборудования электровозов ВЛ8, по экипажной части и кузовам унифицирован с электровозами ВЛ80.
С середины 1960-х основной грузовой электровоз постоянного тока железных дорог Союза ССР. Самая массовая модель в ряду электровозов постоянного тока НЭВЗ и ТЭВЗ.
Спроектированные в 1952 году электровозы серии ВЛ8 к началу 1960-х годов уже не отвечали возросшим требованиям железных дорог СССР. Эти электровозы имели тяговые электродвигатели мощностью всего 525 кВт, тяжёлые литые тележки, жёсткое рессорное подвешивание и чрезмерно шумную кабину из-за неудачного расположения вспомогательных машин.
Выпуск первого электровоза приурочили к 40-летию установления Советской власти в Грузии. Первый электровоз, выпущенный в 1961 году, был назван Т8-001.
Первый электровоз и небольшая установочная партия электровозов ВЛ10 имели существенные отличия от серийных.
В первом электровозе кузов каждой секции электровоза опирался на две двухосные тележки через четыре боковые опоры шарового типа.
В кузове каждой секции установлено различное оборудование, электроаппараты и электромашины.
Рамы кузова служили для передачи тяговых и тормозных усилий. По концам кузова, со стороны кабины машиниста были установлены автосцепки СА-3, а между собой секции соединялись постоянной сцепкой по типу сцепки тепловоза ТЭ2.
Затем была увеличена мощность ТЭД и повышена звукоизоляция кабины.Для уменьшения колебаний и вибрации кузова между буксами и рамами тележек были установлены фрикционные гасители колебаний, между рамами тележек и кузовом — гидравлические гасители.На электровозе установлено противоразгрузочное устройство, предотвращавшее разгрузку первых по ходу движения колёсных пар от возникающего момента при разгоне.
Электровозы строились на ТЭВЗ с 1961 по 1976 годы, а также НЭВЗ с 1969 по 1976 годы. Механическую часть для всех электровозов выпускал НЭВЗ.
Всего было построено 1904 электровоза ВЛ10.
В соответствии с заданием МПС с 1976 года ТЭВЗ и НЭВЗ взамен электровозов ВЛ10 выпускаются электровозы ВЛ10У (утяжелённый), на которых нагрузка от колесной пары на рельсы увеличена до 25 тс вместо 23 тс при помощи установки под полом кузова чугунных грузов.
Всего с 1974 по 2005 год построено 982 машины, первые три машины переделаны из обычных ВЛ10 и сохранили старые номера.
ВЛ10У выпускался Тбилисским и Новочерскасским электровозостроительными заводами. В модельном ряду завода ТЭВЗ по состоянию на 2019 год эта модель все ещё присутствует.
ВЛ10К — после Капитального ремонта.
ВЛ10Н — заказ Норильской ж/д без рекуперативного торможения.
ВЛ10П — Пассажирский опытный вариант.
ВЛ10УК — Утяжелённый, после Капитального ремонта.
Интересна история ВЛ10-777.
В начале 2000-х годов Челябинский электровозоремонтный завод модернизировал одну из секций электровоза ВЛ10-777 в электромотрису: в машинном отделении секции было демонтировано оборудование и помещение переоснащено в пассажирский салон.
09.08.2013 г. электровоз сгорел на перегоне Еманжелинск — Красноселка при доставке начальника дороги в зону наводнения ст. Карталы.
Произошло возгорание секции, переделанной в пассажирский салон.
Неподтверждённая причина пожара - отсутствие планового ремонта и обслуживания, нелегальная переделка электропроводки, отсутствие пожарной сигнализации.
До сих пор электровозы ВЛ10 используется в России и странах СНГ.
Электровозы ВЛ10 сконструированы на редкость удачно, и это обеспечило их успешную эксплуатацию в самых различных условиях.
Хотя,конечно,техника не вечна и тоже "устаёт".
Железная дорога
3.7K поста6.4K подписчиков