ТРАНСПОРТ В ТЕГЕРАНЕ. Часть 1.

Метро.

Современный, удобный, быстроразвивающийся вид транспорта в Тегеране. Метро стремится охватить весь город, хотя это не просто, северная часть Тегерана расположена в предгорье (высота до 1500 м над уровнем моря). Метро также связывает столицу с рабочим пригородом Кереджем. Пущены ветки к аэропорту Мехрабад, находящемуся в черте города и осуществляющими рейсы внутри страны, а также до международного аэропорта имени Имама Хомейни, правда, ходят они туда раз в полчаса.

Вход в метро через турникеты, которые похожи на те, что используются на платформах «Аэроэкспресса» в Москве. Стоимость проезда «копеечная», зональность отсутствует, можно купить разовые билеты, а можно платить пополняемой карточкой.

Поезда ходят в «час пик» на загруженных ветках раз в 2-3 минуты. На менее загруженных время ожидания может составить до 10 минут.

Все станции, которые я видел – «берегового» типа; для примера, московские в основном «островные». Поезда идут вправо, то есть при остановке обычно платформа справа. Чисто. Вывески на станциях, обозначающие названия, линии и возможности перехода, большие, понятные, двуязычные – на фарси и английском, заблудиться сложно. Висят также двуязычные карты метро. Составы китайского производства, напоминают нашу «Москву» сквозным проходом через весь поезд. Лёгким барьером отгорожены первый и последний вагоны, предназначенные только для женщин. Об этом также указывают большие и понятные знаки (силуэт женщины в платке – похожи на наши матрешки – но без лица) как на самих вагонах, так и на платформах. При этом женщины нередко заходят в «мужские» вагоны. Объявление в поезде делаются не всегда, также, как и бегущая строка, указывающая следующую станцию (на двух языках) на табло, тоже зачастую не работает.

Народу много, особенно в центре. Как и везде, войдя в вагон, никто не проходит вглубь, толпятся около дверей. Старикам всегда уступают место. При этом тот, кому уступают место, предлагает его кому-нибудь другому, более достойному на его взгляд. Вежливость такая. Никто заранее не готовится к выходу, «ломится» начинают только после остановки и открытия дверей. Но всё обычно происходит без каких-либо конфликтов. Часто люди сидят около дверей прямо на полу, которые не открываются (левые по ходу движения). Даже в самый «час пик» по вагонам ходит очень много коробейников обвешанных товаром: аксессуары к электронным гаджетам, ремни, сумки, игрушки и много чего ещё. Однажды при мне несколько человек купили жвачку и тут же стали угощать ею соседей по вагону. Цены низкие, говорят, что все товары, продаваемые в метро – контрабандные, в подавляющих случаях китайские. В «дамских» вагонах ходят коробейники-женщины либо дети.

Небольшое отступление. Давно хочется предложить господам С. Собянину и М. Ликсутову провести в Москве эксперимент. На какой-нибудь ветке метро (предлагаю Таганско-Краснопресненскую) запустить составы с раздельными мужскими и женскими вагонами. «Женские» оснастить шикарными диванами, оббить изнутри и покрасить сверху розовым. Из «мужских» удалить сидения. Плюсы очевидны: во-первых, прекратятся жалобы женщин на недостойное поведение мужчин и они (женщины) счастливые будут приезжать на работу. А, во-вторых, за счёт отсутствия сидячих мест в «мужских» вагонах процентов на 30 возрастёт наполняемость, что тоже очень актуально. Очень хочется посмотреть из окна соседнего вагона как женщины будут уступать друг другу место)))

Продолжение следует…