Спасение как рефакторинг
1. Вступление
Почему привычные объяснения греха кажутся всё менее убедительными, а знакомая формула "Бог простил нас" вызывает ощущение недоумения? Попробуем, вооружившись IT метафорами кода и протоколов, осторожно пересобрать богословие.
На помощь нам придёт известная фраза Тютчева, что "мысль изречённая есть ложь".
Прошу внимания! Все нижеизложенное воспринимайте как юмористическую метафору!
2. Творение или изречение вслух: ошибки возможны сразу
Пока мысль покоится в уме Бога, она безупречна. Но стоит Ему нас сотворить — "высказать вслух", — как тут же возникают предпосылки для багов. Ведь если ты пишешь код с возможностью выбора, ты заранее готовишься принять последствия. Бог творил Адама с любовью, а значит предполагал свободу как имманентное свойство Адама, ведь любви без свободы не бывает. Свобода, как известно, часто приводит к странным результатам.
3. О грехопадении как не-баге, а заложенной фиче свободы
Признаем сразу: первородный грех — вовсе не хакерский взлом или вирусное вторжение извне от сущности, равноценной Богу. Это всего лишь штатная функция, заложенная в архитектуру системы. Бог несомненно предвидел подобную возможность — личность без неё останется теоретической конструкцией. Впрочем, могло быть хуже.
4. Почему баг не выпиливают полностью, а слегка адаптируют
Бог отказывается от прямого удаления бага. Под нож рискует пойти сама свобода, не оставив места любви. Вместо этого проблема решается тоньше: на уровне совместимости, чтобы слегка повреждённый код вновь собирался с творческим замыслом разработчика.
5. Патч по имени Христос, протокол Духа и Церковь как CDN-сеть
Христос оказывается внутренним патчем, мягко восстанавливающим совместимость и сохраняющим при этом свободу выбора.
Дух Святой выступает в роли крайне необходимого живого протокола, который переносит патчи, исправляет недоразумения и удерживает сигнал устойчивым.
Церковь, что неудивительно, делает примерно то же, что и хорошая сеть распространения обновлений, обеспечивая доступ к патчу, его подлинность и на всякий случай надёжную цепочку сертификатов (апостольское преемство — весьма солидно звучит).
6. Путь сертификатов против хэш-проверок: сложности выбора
Католики и православные доверяют вековым сертификатам, передающим именно тот самый ключ от Христа: красиво, надёжно, но слегка бюрократично.
Протестанты наоборот действуют от сертификатов в порядке отказа, лично сверяя хэш каждого патча по Писанию: демократично, но сколько же ручного труда.
Риски очевидны и там, и здесь: централизация — потенциальное окаменение, децентрализация — творческие интерпретации от баптистов до мормонов, которые тоже не каждому по вкусу.
7. UI и CLI
Протестанты часто используют командную строку (CLI) — "мы и молимся прямо, и текст читаем без посредников".
Логично: зачем же православным и католикам красивый интерфейс (UI) — иконы, свечи, обряды? Традиция невозмутимо напоминает, что UI — это просто удобный ярлычок, shortcut, а вовсе не сторонний exe-файл, заменяющий оригинальный API. Как мимоходом отметил ещё VII Вселенский Собор, "честь образу всегда восходит к первообразу".
8. Протокол жив, пока связь стабильна
Получив божественный патч, система, конечно, не становится за один миг святой. Она лишь получает шанс снова без ошибок скомпилироваться, при условии, что соединение с Протоколом (он же Дух) не ушло в offline. Иначе снова баги и общая нестабильность.
9. О настойчивом нежелании Бога исправить всё насильственно
Почему Бог не вводит свои коррективы более решительно и не "фиксит" разом всю систему принудительно? Дело в том, что навязывание жестокого апдейта грозит уничтожением главной фичи — свободы. А ведь именно ради неё опытные авторы проектов готовы страдать баги и время от времени их оперативно чинить.
10. Спасение скорее реконфигурация, чем амнистия
То, что раньше называли суховатым юридическим словом прощение, правильнее понимать как реальную реконфигурацию — совместимость восстанавливается глубоко, непосредственно в архитектуре. Отныне несовершенный код снова способен откликаться на исходные команды разработчика. Вопрос, впрочем, остаётся: много ли желающих стабильно держать сигнал?
11. О чём Бог думал, когда прощал грехи ("если по-честному")
Популярное высказывание про "прощение грехов" оказывается куда глубже, чем банальная амнистия. Речь идёт не просто об отмене приговора суда, а о тщательном ремонте повреждённой входящей линии, где восстановление "связи" произведено бережно, без вмешательства в свободу выбора. Видимо, чтобы было интереснее.
Подводя итог
Грехопадение — неизбежное следствие рискованного эксперимента со свободой.
Спасение — аккуратное восстановление совместимости, а не авторитарная диктатура патчей.
Христос — деликатно встроенное обновление, Дух — живой сетевой стандарт, Церковь — удобная служба доставки.
Человек же оказывается кодом, временно сломанным, но потенциально крепко совместимым с Богом — правда, при условии стабильного соединения.
P.S. Как Бог трижды пробовал устранить проблему несовместимости, прежде чем найти верное решение
История показывает эволюцию творческой мысли Бога по устранению бага свободы:
1. Потоп — попытка радикального отката
Потоп - это радикальное выборочное удаление с сохранением бэкапа. Удаление почти всей неудачной сборки в надежде на чистую переустановку. Однако, как обычно бывает, баг проявился снова — он был заложен на системном уровне, а не возник в отдельных узлах.
2. Закон Моисея — строгий firewall и инструкции
Инструкция-разграничитель в виде десяти заповедей и расширенных рекомендаций ограничивала масштабы проявления ошибок, но не устраняла первичный баг полностью. Локализация весьма полезная, но ограниченная.
3. Христос — тонко настроенный финальный патч
На этот раз Автор решается встроить собственную личность в систему. Патч отлично совместим, не разрушает свободу и делает баг несмертельным, при условии активной связи через протокол. На редкость изящный ход.
Таким образом, перед нами история постепенного улучшения стратегии восстановления совместимости. Как приятно, что третий патч оказался стабильным — хотя, конечно, окончательный выбор оставлен за пользователем.