Создаём материал стекла в Substance Painter и Marmoset Ч.1
Всем привет, это Антон Агеев — автор курса «Процедурный трип». На нём я учу создавать процедурные текстуры на профессиональном уровне.
Один из самых популярных вопросов от студентов — как создать и настроить материал прозрачного стекла?
В прошлый раз я рассказал о создании материала бетона в Substance Designer, а в этом гайде покажу, как делать стекло в Substance Painter — на примере модели будильника.
Стекло — непростой материал, потому что единого способа его сделать нет. В каждой программе оно настраивается по-разному, и поэтому часто возникает путаница.
В статье два раздела: о создании текстуры в Substance Painter, и о её импорте и настройке в Marmoset. Методику из второго раздела я частично заимствую из материала художника Ognyan Zahariev.
Substance Painter
В моём проекте у модели два текстурных сета — для корпуса и для стекла будильника. Каждый текстурный сет использует свой шейдер, потому что в материале стекла нужна прозрачность, а в корпусе нет.
Создание шейдера
Чтобы создать новый шейдер текстурного сета стекла, нажимаем на Main Shader в Texture Set List:
![Создаём материал стекла в Substance Painter и Marmoset Ч.1 3D, Урок, 3D моделирование, Xyz, Гайд, Мануалы, Гифка, Длиннопост](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2020/05/25/6/1590395180179084868.jpg)
Переименуем его в разделе Shader Settings:
![Создаём материал стекла в Substance Painter и Marmoset Ч.1 3D, Урок, 3D моделирование, Xyz, Гайд, Мануалы, Гифка, Длиннопост](https://cs11.pikabu.ru/post_img/2020/05/25/6/1590395273175237802.jpg)
Сменим типа шейдера на pbr—metal—rough—alpha blending:
![Создаём материал стекла в Substance Painter и Marmoset Ч.1 3D, Урок, 3D моделирование, Xyz, Гайд, Мануалы, Гифка, Длиннопост](https://cs10.pikabu.ru/post_img/2020/05/25/6/159039636019051242.jpg)
В SP 2 типа прозрачности: alpha-blending и alpha-test.
— В Alpha-test нет градаций. Пиксель либо полностью прозрачный, либо нет. Этот тип подходит, когда нужна жёсткая маска, — например, текстура листьев. Это более «дешёвая» альфа с точки зрения производительности.
— Alpha-blending более «тяжёлый», он поддерживает степень прозрачности и подойдёт для стекла.
Канал Opacity
После настройки шейдера добавим новый канал — opacity — в текстурный сет стекла.
![Создаём материал стекла в Substance Painter и Marmoset Ч.1 3D, Урок, 3D моделирование, Xyz, Гайд, Мануалы, Гифка, Длиннопост](https://cs12.pikabu.ru/post_img/2020/05/25/6/1590396502114223508.jpg)
Он управляет прозрачностью в материале с помощью чёрно-белой текстуры. Чем темнее пиксель, тем он прозрачнее на модели, и наоборот.
Для оптимизации процесса уберём каналы Metallic, Normal и AO из текстурного сета.
Базовый слой
Создадим первый слой — обычный Fill Layer с базовым значением Roughness и цветом непрозрачности.
По мере загрязнения, ближе к краям, стекло будет становиться непрозрачным. Цвет в канале BaseColor в этом слое позволит настроить его оттенок.
Roughness
Создаём детализацию в канале Roughness, отключаем все остальные. Значение Roughness в слое выставляем на 1.
Теперь добавляем маску для слоя.
1.Создаем процедурную текстуру Scratches generator.
Настраиваем её так, чтобы было похоже на царапины на стекле — тонкие и прямые. Уменьшим их количество, чтобы они не были слишком навязчивыми. И понижаем прозрачность слоя на 50%.
2. Создаём якорь над царапинами чтобы копировать эффект в другие слои. Позже добавим эти царапины в normal другого слоя.
3. Следующие три слоя — микс из гранж-текстур, с помощью которых мы добавляем разные интересные детали: отпечатки пальцев, разводы и пыль.
4. Делаем маску более интенсивной по краям и прозрачной в центре.
Дублируем слой и используем разные бленды для настройки интенсивности.
5. Повышаем резкость маски с помощью Sharpen.
6. И создаём якорь для маски целиком.
Он понадобится в следующем слое — из него же мы создадим маску прозрачности.
Готово! Финальный стэк эффектов Roughness выглядит так:
![Создаём материал стекла в Substance Painter и Marmoset Ч.1 3D, Урок, 3D моделирование, Xyz, Гайд, Мануалы, Гифка, Длиннопост](https://cs10.pikabu.ru/post_img/2020/05/25/6/159039698312166183.jpg)
Детали в нём намного проще создавать и настраивать до того, как мы сделаем стекло прозрачным, — поэтому мы и создаём материал в таком порядке.
Opacity
В следующем слое создаём маску прозрачности.
CGI Media
2.9K пост6.5K подписчиков
Правила сообщества
• Посты должны соответствовать тематике cообщества.
• Не допускается спам и нарушение правил сайта pikabu.