Сирийская трагедия
Вспоминаем биографию Башара Асада. Мнение о том, как одно ДТП 30 лет назад привело к сегодняшним событиям в Сирии, были ли шансы избежать этой Гражданской войны и какие уроки мы можем получить от «последнего диктатора Арабской весны».
Дворец Асада грабят победители, а ему, кажется, все равно. Часть родственников уже повесили на строительных кранах – это такая специфика ближневосточных разборок. На это Асад тоже никак не отреагировал. В Латакии разгромили гробницу отца – но вряд ли мы дождемся слов осуждения. Чему удивляться – он молча бежал из страны, за власть в которой цеплялся последние лет 15.
Его молчание тем более обидно нам, ведь Россия вложила много ресурсов в Сирию, а Асад этим не воспользовался. Зато те, кто пытается несправедливо переложить всю ответственность на Россию, этим пользуются прекрасно. Впрочем, тогда мы отодвинули исламскую чуму от российского «мягкого подбрюшья» — уже неплохо.
Но мне гораздо интереснее узнать, что же так сломало Башара Асада?
Личная трагедия семьи Асадов стала в итоге трагедией десятков миллионов человек. И эта личная трагедия – гибель в автокатастрофе старшего брата, настоящего наследника, Басиля Асада. Его обожали сирийцы, его с детства готовили возглавить страну. А мягкосердечный ребенок Башар мечтал о карьере врача. Жил в Лондоне, лечил людей, женился на подданой Великобритании. Но в 1994 году вместе с братом с трассы вылетели и все планы на жизнь Башара Асада.
Из Лондона он поехал в Сирию в военное училище. Офтальмолог возглавил танковую роту – это не анекдот, а его обучение. Басиль абсолютно органичен в военной форме, а на долговязом Башаре она всегда смотрелась необмятой. После смерти отца абсолютный европеец по духу Башар попытался провести демократические и капиталистические реформы страны, но столкнулся с противодействием со всех сторон и бросил это дело. А тут и Арабская весна подоспела.
Вот он, минус монархий (не будем обманываться статусом президента Сирии) – когда тот, кого готовили к трону, не может его занять, власть достается кому-то некомпетентному. Казалось бы, легко решаемый вопрос – воспитывайте двух-трех детей будущими монархами. И эти образованные, мотивированные, готовые сделать свою жизнь бескорыстным служением люди в итоге передерутся, оставив вместо страны пепелище. Правда, Башар Асад с братьями не дрался, а все равно оставил вместо страны пепелище. А перед этим погрузил страну в 15 лет ада без воды и электричества. Куда ни кинь – всюду клин.
Кому-то покажется, что я жалею Башара Асада. Нет, я думаю, что он должен был сказать одно единственное «нет» – и история Сирии пошла бы по-другому. Но это «нет» он должен был сказать умирающему отцу. Многие на такое решатся?
Грабеж дворца Асада, кстати, вскрыл интересную деталь. Там нет привычных атрибутов восточных диктатур вроде золотых автоматов, зато множество личных фотографий. И на них Башар Асад – обычный человек. Тискает детей, обнимает жену, лежит на диване. В 2012 вскрывали его почту – и там не было призывов всех покарать и пролить побольше крови. Там была любовная переписка с женой.
Почему офтальмолог и семьянин Башар Асад так долго и кроваво боролся за власть в разваливающейся стране? Я романтично думаю о том, что он не хотел предать наследие отца, пытался быть достоин образа старшего брата. Мне кажется, Асад действительно желал Сирии процветания – а увлек ее в кровавую баню, на руинах которой теперь воцарились те, кто может сделать сирийцам еще хуже.
Истории трагедий глубже и интереснее, чем истории успешных успехов. Более того, их гораздо полезнее изучать. Успех это почти всегда «ошибка выжившего», миллион сошедшихся случайностей, повторить его в точности вряд ли получится. А вот шаги, которые привели к трагедии, часто универсальны – и их можно научиться избегать.
Так что очень ждем мемуары Башара Асада! Пока что его жизнь учит нас, что нужно заниматься любимым делом. А не тем, что требуют мама и папа.
