Ряженые герои Бородина
В 1912 году Российская Империя на Бородинском поле с большим размахом готовилась отметить 100-летний юбилей кампании 1812 г. Широкое празднование должно было напомнить разночинной публике о былом единении царя и народа, о духовных скрепах, богоизбранности русского мира и уменьшить разрыв между властью и обществом. Как водится, царь решил отдать должные почести и представителям народа, распорядившись к юбилейным торжествам отыскать ветеранов или очевидцев войны. В попытке выслужиться перед начальством чиновники были готовы выполнить любую бредовую идею самодержца.
- Не извольте беспокоиться, доставим самых замечательных стариканов. Они у нас не токмо Наполеона, Петра Великого вспомнят !!!
Очевидцы событий и участники боевых действий в кратчайшие сроки были найдены (назначены) и представлены Николаю II в ходе празднеств.
Князья Иоанн Константинович (справа) и Гавриил Константинович (слева) с ветеранами и очевидцами событий.
Сидят слева на право:
- Аким Винтанюк (возраст 122 года !!!) – фельдфебель Волынского пехотного полка, единственный участник боевых действий доживший до юбилея;
- Пётр Лаптев (возраст 118 лет !!!) - очевидец следования Наполеона и его армии через Свенцяны;
- Степан Жук (возраст 110 лет !!!) - очевидец событий 1812 г;
- Гордей Громов (возраст 112 лет !!!) - очевидец следования французских войск через село Красное;
- Максим Пятаченков (120 лет !!!) - очевидец пребывания французских войск в городе Кирсанов;
Кроме того, есть фотография, на которой, среди представленных царю, числится благообразная старушка 107 лет от роду (хотя в литературе встречаются упоминания о 138 годах !!!), очевидица войны, утверждавшая что видела самого Наполеона !!!
Дожить до столь преклонных годов! Это невероятно! – воскликнет скептик. Ну почему же невероятно, спокойно ответит знакомый с русской действительностью обыватель:
- «У нас писарь в уезде был, в пачпортах год рождения одной только циферкой обозначал. Чернила, шельмец, вишь, экономил. Потом дело прояснилось, его в острог, а пачпорта переделывать уж не стали, документ, всё-таки. Ефимичев, купец, третьего года рождения записан от Рождества Христова, Куликов – второго, Кутякин –первого. - Да, много их тут долгожителей» (цит. из худ. фильма «Формула любви»)
Появление на празднествах ряженых ветеранов сильно позабавило московских обывателей, вызвав язвительные насмешки в адрес местного чиновничества. Уже в эмиграции Александр Куприн описал этот курьёзный эпизод в рассказе «Тень Наполеона». В нём со слов некоего губернатора описывались поиски очевидцев:
«Показывали мне этих Мафусаилов, и чёрт! – ни один никуда не годится. Или врут, как лошади, или ничего не помнят, черти! Найденный, в конце концов, «замечательный старик» складно излагал то, что от него требовалось, но в итоге разошёлся: «Какой он был-то, Наполеон-тот? А вот какой он был: ростом вот с эту берёзу, а бородища - по самые колени и страх какая густая, а в руках у него был топор огромнейший.
Как он этим топором махнет, так, братцы у десяти человек головы с плеч долой! Вот он какой был! Одно слово – ампиратырь!».
Лига историков
18.4K постов54.1K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения