8K

Программирование при свечах

Серия Школьный альманах

Работаю 4 года учителем информатики в школе.

Как-то раз во время обеда в школе погас свет.

Я спокойно доел и после этого прочитал в рабочем чате, что "электричество кончилось" и его не будет ещё несколько часов.

А мне ещё один урок оставался с шестым классом. Учитывая, что компьютеры работать не будут, требовалось что-то срочно придумать. Это 11 классу можно было бы сказать, мол, сегодня отдыхаем, и они бы уткнулись в свои тетрадки, конспекты и планшеты — всё-таки подготовка к ЕГЭ полным ходом. А с мелкими так не работает, им только дай волю — натворят делов.

Впрочем, решение созрело почти сразу. Я поднялся к себе в кабинет, достал ноутбук (на два часа при полном заряде его точно хватало), нашёл в интернете нормальное изображение перфокарты, перенёс на флешку и пошёл в ближайший копицентр распечатывать.

Вернувшись, я нашёл в шкафчиках электронные свечки на батарейках, оставшиеся после какого-то праздника, расставил их на парты и стал ждать детей.

Уже догадались, да?

Совершенно верно. Я сообщил детям, что в связи с отсутствием света мы будем программировать так, как это делали наши бабушки и дедушки. Пояснил устройство простой перфокарты, на экране умирающего ноутбука показал, как выглядели компьютеры, работавшие с перфокартами. Даже ткацкие станки успел продемонстрировать.

Рассказал, как с перфокартой работать в двоичном режиме. Максимально упрощённо: дырка — ноль, без дырки — единица. Вот вам на доске двоичные коды всех букв. А — 00000, Я — 11111. Букву Ё выкинем, не влезает она в 5 бит.

Пишем простые слова в двоичном коде, дорогие дети! Общаемся! Все сидят по парам, так что сначала вы увлечённо протыкаете вашу перфокарту в нужных местах, а потом не менее увлечённо расшифровываете, что там вам написал ваш сосед по парте.