Программа Вести сфабриковала очередной фейковый репортаж

Детско-юношескую конно-спортивную школу представили, как концлагерь для лошадей, в котором животные умирают от голода.

Программа Вести сфабриковала очередной фейковый репортаж Конный спорт, Лошади, Фейк, Ложь, Ложное обвинение, Видео, Длиннопост, Телевидение, Российское телевидение

Знаете ли вы, как федеральные телеканалы снимают новостные репортажи? Сначала продюсер выбирает тему. Часто он берет ее из звонков и писем граждан в редакцию. Темы, связанные с животными, берут охотно, так как животные разнообразят картинку и притягивают внимание.


Особенно охотно снимают сюжеты о «живодерах». Есть правда одно «но». Когда животные страдают по вине местных властей, а тем более, если это связано с их коррупционными проектами, такие репортажи под запретом. Например, нашей зоозащитной организации, несмотря на огромные усилия, много лет не удавалось добиться выхода в эфир хоть одного репортажа о массовой гибели утят, которые каждое лето тысячами гибнут в московских прудах, потому что не могут выбраться на берег из-за бордюров, выстроенных на берегах. Эти дорогостоящие конструкции возводятся только ради отмывания бюджетных денег. Больше никакого смысла в них нет. Утята гибнут тысячами, но федеральным каналам такое издевательство над животными не интересно.


Совсем другое дело частники: пожилые дрессировщики, владельцы зоопарков, которые из последних сил тянут содержание бывших цирковых животных, владельцы домашних приютов, руководители детских школ верховой езды…


Вот такие герои для телевизионщиков подходят. Потому что бояться-то нечего. Ну что им сделает обычный человек? Это же не мэр.


И поэтому принцип работы у них такой: если настоящих живодеров снимать опасно, нужно днем с огнем искать безопасных.


Как они это делают.


Вот приехала, например, съемочная группа на место, а явного живодерства не видно. Трупов нет, живых скелетов нет. А деньги-то немаленькие за выезд группы уже заплачены, рабочий день потерян, значит, хочешь не хочешь, репортаж должен выйти. Но не очень содержательный репортаж руководитель не пропустит и устроит, и репортеру, и продюсеру нагоняй. Это же федеральный канал! Нельзя снимать скучные репортажи! А значит то, чего нет, надо придумать, чтобы, как говориться, зрители не остались равнодушными.


Вот такие неравнодушные, а точнее потрясенные зрители третий день пишут и звонят к нам в организацию после выхода репортажа «Концлагерь для лошадей: табун бросили среди многоэтажек». И не удивительно. Люди переживают за судьбу заморенных голодом и брошенных на произвол судьбы лошадей. Именно так было сказано в репортаже.


А что же на самом деле?


Пришлось мне расследовать эту ситуацию. Я позвонила Николаю Гиржову, руководителю Детско-юношеской конно-спортивной школы «Орлята учатся летать» в Ново-Переделкино, той самой, о которой шла речь в репортаже. И вот что оказалось. В эту зиму сотрудники школы не смогли обеспечить достаточной физической нагрузкой лошадей по объективным причинам - не было подходящей погоды для выезда лошадей. «Всю зиму был то лед, то дождь. В такую погоду просто негде работать. А если спортивной нагрузки нет, сколько вы их не кормите, мышцы опадают, - объяснил мне Николай, – особенно пожилые лошади к весне перепали».


«Перепали» - это значит, что у них ослабла мышечная масса, в результате чего стали прорисовываться ребра и круп. Однако, то что лошади при этом нормально питаются, видно по упитанному животу, нормальному состоянию шерсти, а так же по настроению самих животных. Они живые, жизнерадостные. «Уже через две недели, - говорит Николай, - лошади придут в норму, потому что смогут активно работаться на плацу, который всю зиму был подо льдом. А тем более появится свежая трава и солнце. А пока у некоторых лошадей действительно есть весенний авитаминоз, но это поправимо».


Из-за этих сезонных и других проблем, почти не было и проката лошадей. А значит дохода, который давала школа, не хватало на прокорм животных. Но Николай все равно нормально кормил и кормит лошадей благодаря только тому, что у него есть другой источник дохода. Приходилось и занимать.


Все это конечно печально. Но, только это слабовато для федерального канала. Поэтому репортер Александр Карпов «приукрашивает» ситуацию.


Цитирую его репортаж: «два десятка изможденных животных», «истощение в ужасной стадии», «их перестали кормить», «есть лошадям больше нечего, без корма они протянут не более двух недель». Все это ложь. Их кормят и кормили. Истощенных лошадей нет вообще, есть опадание мышечной массы при нормальной упитанности.


При этом в кадре нет ни одного подтверждения сказанным словам. Ни одной лошади-скелета, потому что их и нет в реальности. Есть лошадь, у которой показана только спина с выпирающим крупом, но не показан живот, потому что он полный. Что оператор не мог снять лошадь целиком? Мог, но не захотел. Но люди-то верят словам и подтверждения народу не нужны. А те, у кого нет интернета, и кто не может повторно посмотреть репортаж, просто не успевает заметить эти детали.


Ни один настоящий эксперт или ветеринар, не подтвердил бы, что животные в плохом состоянии. Поэтому специалисты и не были приглашены для участия в съемках. А самого Николая репортер Карпов снимать не захотел.


И наконец, главная находка талантливого репортера-манипулятора - вот этот диалог:

Карпов: - Это вот у вас нормальное состояние (лошадей) считается, что ли?!

Николай: - Ну, это, может, ненормальное. Ну у нас просто перепали старые лошади, я этого не скрываю.


После этого диалога показывают труп лошади павшей от старости год назад в другом месте. А активистка находит в мусоре, якобы, труп какого-то неизвестного животного. (Кстати, как рассказал Николай,  это были остатки туши барана, мясом которого кормили собак. Сторожевых собак при конюшне пять.) А зритель-то слышит, что лошади «перепали». То есть не мышцы у них перепали, а они сами перепали, все старые лошади пали, то есть умерли – вот что слышит зритель. Откуда им знать, что такое «перепали» на самом деле, тем более, что после этих слов показан труп. Вот от этого и шквал звонков к нам в зоозащитную организацию. Вот как надо работать! Вот что значит топовый репортер. Много лет служит своему делу верой и правдой. Сколько уже таких «правдивых» репортажей у него за плечами.


Главная фишка репортеру удалась: зритель поверил, что лошади брошены на произвол судьбы, что их вообще никто не кормит, и они массово умирают.


Заказ это или нет, не знаю. Возможно, просто обычная работа, ничего личного. Но из репортажа и из слов, сказанных мне самим Николем, явствует, что его детско-юношескую конно-спортивную школу много лет хотят изжить с этой земли заинтересованные лица. Делайте выводы сами.


Фейковые репортажи давно стали визитной карточной некоторых федеральных новостных каналов. Не попадайтесь на уловки журналистов. Вот главные признаки фейкового репортажа:


1) Отсутствие в кадре прямого подтверждения сказанных слов. Ищите подтверждение слов в видеоряде! Если его нет, это фейк.


2) Отсутствие в кадре обвиняемого героя репортажа, который дает исчерпывающие пояснения к рассматриваемой ситуации. Обрывочные фразы не в счет.


3) Отсутствие в репортаже комментариев специалистов-экспертов по данной теме. Вместо них комментарии дают “активисты” и прохожие. Они могут оказаться провокаторами.


4) Подозрительное единомыслие.


Светлана Ильинская

UPD к посту есть вопросы #comment_163923590