Проект лайнера интегральной компоновки от JetZero

Авиакомпании Alaska airlines и EasyJet подписались на сотрудничество со стартапом JetZero на тему создания водородного лайнера интегральной схемы

Основатель JetZero Марк Пейдж уверен, что использование такой схемы плюс водорода позволит увеличить топливную эффективность вдвое.

Согласно плану, массовый выпуск должен начаться в 2030 году.

Проектная вместимость 250 паксов.

Проект лайнера интегральной компоновки от JetZero Авиалайнер, Авиация, Самолет, Проект

Учитывая, что сейчас кончается 2024 год, за 5 лет с чистого листа создать и довести до массового производства авиалайнер невозможно в принципе. То есть, утверждение о сроках - изначально макароны на уши. Один только период лётных испытаний со всеми площадками и режимами занимает более года даже на нескольких бортах. Период сертификационных испытаний и сертификации - близкое время.
Учитывая революционность концепта - наверняка потребуются значительно более длительные сроки даже на это, не говоря про разработку, и тем более, подготовку производства.

Проект лайнера интегральной компоновки от JetZero Авиалайнер, Авиация, Самолет, Проект

Теперь по самому концепту.
Машина имеет расплющенный по горизонту гермообъём, а также развитые наплывы тупой округлой формы. То есть, в качестве генератора подъёмной силы рассматриваются сходящие с наплывов вихри, проходящие над ЦП. А консоли - больше добавка и стабилизирующие моменты, плюс управление с большим плечом от оси. Идея неплохая.
Но!
- но вихревая аэродинамика требует больше Х, нежели ламинарная
- но нетрубчатой формы фюзеляж требует значительно больше укреплений для поддержания своей формы в наддутом виде. Если труба самостабилизируется давлением и hoop stress работает только на разрыв обшивки вдоль, то некруглые еще должны как-то противостоять выдавливанию панелей давлением. Это сопротивление на изгиб, с чем у тонких конструкций сильно сложнее.
- но вихри над ЦП вызывают дополнительную дельту давлений (до 0,4 по сравнению с давлением под фюзеляжем), и вкупе с давлением внутри превышение может требоваться еще более высоким. Это опять же вес.
- но двигатели, размещены в зоне вихрей на самой задней кромке ЦП и полуутопленными. Это прямо бинго - сложно представить хоть один режим, на котором они не станут помпажить.

Боинг еще с конца 90-х исследовал интегральные компоновки и условия работы двигателей вкупе с организацией потоков там прорабатывались, можно было бы хоть ознакомиться с результатами тех работ.

Сам же тезис повесить всё это на водород, "поскольку он занимает меньше объёма" - откровенно реверанс перед зелеными ввиду полной антинаучности.

Резюмируя - на данном этапе прожект скорее выглядит как прачечная, а не что-то реальное.

Авиация и Техника

9.9K постов17.7K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу