Продажа услуг

Приветствую, бизнес-пикабушники!


Содержание:

1. Немного теории.

2. Измененные 4Р.

3. История применения.

4. Итог.

5. P.S.


1. Немного теории.

В ходе общения с бизнес-пикабушниками обозначилась одна проблемка. Многие представителей МСП не имеют представление о разнице продаж товаров и услуг.

В этом посте постараюсь дать начальные вводные по организации продаж услуг.


Для начала немного теории по продаже товара, чтобы была видна разница.

Многие, наверно, слышали про систему 4Р.

Система 4Р:

- продукт (product);

- цена (price);

- место (place) - доведение продукта до клиента, то есть, каналы распределения и товародвижения;

- продвижение (promotion).


Для сильного маркетинга компании необходимо иметь четыре политики, которые дали бы повышенный эффект:

- товарная политика – что продавать;

- ценовая политика – за сколько продавать;

- сбытовая политика – как продавать;

- коммуникативная политика – как и с кем взаимодействовать (клиенты, персонал, поставщики, конкуренты, аутсорс и тд и тп),


2. Измененные 4Р.

Однако, из-за того, что услуга несет в себе нематериальный характер (услугу нельзя в руках подержать, на вкус попробовать, да хотя бы визуально оценить) в маркетинге услуг 4Р трактуются несколько по другому.

Продукт (product) – из-за того, что услуга не является чем-то физически осязаемым, то надо говорить о продукте скорее как об «образе» услуги, её соответствии ожиданиям ЦА, о соответствии качества услуги её ЦА.

Цена (price) – в этом пункте основное отличие от маркетинга товаров заключается в том, что в большинстве случаев ценообразование ориентировано на платежеспособность конкретной группы/групп потребителей – «цена сегмента рынка». То есть, если Вы оказываете услуги, например, пенсионерам, цена этого сегмента будет одна, а если оказываете услуги успешным бизнесменам, то и цена будет намного выше, хотя себестоимость оказания услуги фактически не меняется. Поэтому, составьте «портрет клиента», чтобы обезопасить себя от неправильной ценовой политики.

Место (place) – это не каналы распределения и товародвижения, а способы предоставления и потребления услуги, а также способы коммуникации с клиентом.

Продвижение (promotion) – информационная деятельность, особенно личные коммуникации, направленные на подачу информации об услуге, ее «образе», качестве, УТП потенциальным и фактическим клиентам.

Так же в маркетинг услуг добавлены еще 3 Р: люди (people), процесс (process) и среда/обстановка (physical evidence).

Люди – ВСЕ люди (и сотрудники, и клиенты), которые участвует прямо или опосредованно в процессе оказания услуги.

Процесс – последовательность действий, процедуры, механизмы взаимодействия сотрудников, сотрудников и клиентов, которые обеспечивают оказание услуги.

Среда/обстановка – по факту это физическое место, которое обладает набором физических и психоэмоциальных атрибутов, для оказания услуги, соответствующих ожиданиям и чаяниям ЦА.


3. История применения.

Остановлюсь подробнее на дополнительных Р.

При работе рекламного агентства мы разделили весь процесс взаимодействия с клиентом на несколько этапов. То есть раскрыли два из трех дополнительных Р – люди и процесс.

Начали мы с конца - благодарственное письмо клиенту после окончания рекламной кампании. Что-то типа – Вы - молодцы, мы – молодцы, спасибо за сотрудничество. Результат был, да не было никакого результата, как будто в пустоту уходили наши письма. Собственно, отсутствие какого-либо результата этих писем подтолкнуло меня к более детальному разбору процесса оказания услуги. Смысл что-то делать без результата? При чем без результата как для себя, так и для клиента. После анализа процесса оказания услуги были выделены 3 точки взаимодействия с клиентами:

1. Перед первой рекламной кампанией клиенту давался кейс, листах на 10-12 был описан опыт сотрудничества одного из наших старых/постоянных клиентов. Такой кейс позволял снять вопрос «А правильно ли я сделаю, использую данный инструмент рекламы?», всё-таки рекламная площадка была совершенно новой.

2. Были выделены ключевые параметры рекламной кампании, такие как ctr, охват ца и ряд других. Каждая рекламная кампания мониторилась каждый день и при значительном отходе от, так сказать, эталонных показателей, кампания останавливалась и клиенту давалась обратная связь: звонок и/или письмо с описанием ситуации. В результате кампания корректировалась и клиент получал более весомый результат. Кстати, корректировались не только «плохие» кампании, но и слишком «хорошие».

3. После проведения рекламной кампании стали отправлять клиентам не письма «спасибо за сотрудничество», а отчеты о проведенной РК со всеми корректировками, исправлениями, конечно же с подписью и печатью.

Разумеется, все процессы были расписаны: кто, куда, что, каким образом передаёт, получает.

Основным результатом проведенной работы, часть из которой эти 3 пункта, стал средний чек, выросший с чуть больше 12 тыс. рублей до более чем 17 тыс. рублей. Приятной неожиданностью стали регулярные теперь уже в нашу сторону благодарственные письма, как для фирмы в общем, так и личные благодарности менеджеру. Клиентская база приросла несколькими федеральными клиентами, оказалось, что финальный отчет ну прям очень подходит для отправки в центр для контроля расходов на рекламу, как говорится, иной раз лист бумаги прикрывает жопу лучше любого листа брони.

По итогу, больше продаж и 2 конкурентных преимущества – возможность корректировки рк и финальный отчет.


4. Итог.

В общем, если вы продаете услуги или комбинацию товар+услуги, обратите особое внимание на сам процесс покупки и процесс оказания услуги. Разбейте его на этапы и посмотрите, как вы можете взаимодействовать с клиентами и сотрудниками на каждом из них. Выделите точки соприкосновения с клиентом в этих процессах и подумайте, что вы можете предложить клиенту в каждой из этих точек.

Если брать еще шире, то проанализируйте вообще весь путь клиента – от первого знакомства до окончания оказания услуги и посмотрите где, как и кто взаимодействует с клиентом. Каким образом можно улучшить это путь? Как повысить комфорт прохождения клиентом этого пути? Где и каким образом вы можете что-то дать клиенту или что-то получить от него для улучшения этого пути?

5. P.S. Если нужна помощь в маркетинге/рекламе/продажах

Помощь пикабушникам по маркетингу, рекламе, продажам. Добровспышка

Молодые предприниматели

3.2K поста16.1K подписчиков

Правила сообщества

Запрещены: флуд, спам, хамство...