57

Призывы к истреблению враждебных народов на страницах Второзакония (Ветхий Завет)

В пятой книге Моисея, Второзаконие (особенно в главах 7 и 20), содержатся чёткие приказы о полном уничтожении определённых народов Ханаана. Это форма религиозно обоснованного геноцида, с целью "очистить" землю, которую Бог дал Израилю. Призывы к уничтожению коренных народов в книге Второзаконие— один из наиболее обсуждаемых и теологически проблемных аспектов Библии. Они якобы даны еврейскому народу Богом через пророка Моисея и формируют основу так называемой теологии завоевания, согласно которой израильтяне получают приказ не просто завоевать Ханаан, но и полностью уничтожить его население.
Это включает: физическое истребление людей (всех возрастов и полов); разрушение культурной и религиозной инфраструктуры (храмы, идолы, рощи); запрет на жалость, компромиссы и браки с враждебными народами.
Ниже — подробный разбор этих текстов и их контекста.

Основные тексты Второзакония о геноциде

(Второзаконие 7:1–5)
«Когда введёт тебя Господь, Бог твой, в землю, … и предаст их тебе, и ты поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их… разрушьте жертвенники их, сокрушите статуи их…»
Термин предать заклятию (ивр. חרם / херем) означает тотальное уничтожение во имя Бога.
Смысл — полное уничтожение населения и религиозных следов, чтобы сохранить Израиль в "чистоте".

(Второзаконие 20:16–18 – ключевой момент)
«А в городах тех народов, которых Господь, Бог твой, даёт тебе в удел, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: хеттеев, аморреев, хананеев, ферезеев, еввеев и иевусеев…»
Это прямое повеление истребить всех: мужчин, женщин, детей.
Мотив — «дабы не научили вас мерзостям своим» (20:18), то есть культовой ассимиляции.

(Второзаконие 2:34, 3:6 – описание факта исполнения)
«…и предали заклятию каждый город, мужчин, женщин и детей, никого не оставив в живых».
Здесь описывается, как израильтяне исполняют херем в ходе завоевания Есевона за рекой Иордан.
«И предали их заклятию, как сделали с Сигоном… предав заклятию каждый город, мужчин, женщин и детей».
А это уже истребление жителей местности Башан.
Повторы показывают, что речь не идёт о единичном акте, а об утверждённой стратегии.

(Второзаконие 25:17–19 — требование уничтожить амаликитян)
«Помни, что сделал тебе Амалик на пути, когда вышли вы из Египта: как он встретил тебя в пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и изнемог, и не боялся Бога. Посему, когда Господь, Бог твой, успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон… изгладь память Амалика из-под небес: не забудь!»
Амаликитяне (потомки Амалика, внука Исава) — кочевое племя, традиционно рассматриваемое в Библии как враг Израиля. Согласно Исх. 17 и Чис. 14, они нападали на израильтян в пустыне. Ветхозаветная традиция формирует образ Амалика как архетипического врага, угрожающего избранному народу.
Приказ «изгладить память» символизирует не только физическое уничтожение народа, но и полное стирание их из коллективной памяти и истории.

В числе врагов, подлежащих истреблению, Второзаконие перечисляет семь народов Ханаана:
Хеттеи (חתי)
Гергешеи (גרגשי)
Аморреи (אמרי)
Хананеи (כנעני)
Ферезеи (פרזי)
Еввеи (חוי)
Иевусеи (יבוסי)
Это коренные народы Леванта, с хорошо развитой культурой, религией, письменностью и городской жизнью.

Что такое херем?

Слово חרם (херем) означает «отделение, посвящение, предание уничтожению». В контексте Второзакония это:
акт ритуального уничтожения во славу Бога;
форма жертвоприношения, где «жертва» — не животное, а целое сообщество;
не подлежит милосердию, пощаде или использованию в мирных целях.
Херем встречается и в других контекстах, например, в истории с Иерихоном (Иисус Навин 6), где запрет касается даже имущества. Характер языка - жёсткий, безапелляционный, без упоминания пощады.

Обоснование и идеология

1. Мотив «Божьего суда»

Народы Ханаана считаются безвозвратно грешными. Бытие 15:16 утверждает, что «беззаконие амореев ещё не достигло предела», но ко времени Моисея они уже достойны тотального уничтожения.

2. Опасность идолопоклонства

Основная угроза, согласно Второзаконию, — религиозное заражение Израиля. Истребление воспринимается как мера духовной изоляции.

3. Земля по обетованию

Коренные народы рассматриваются как временные обитатели земли, которую Бог дал Израилю. Уничтожение их — восстановление справедливости.

Реализация на практике (по Библии)

Хотя Второзаконие предписывает абсолютное уничтожение, в следующих книгах мы видим неполное исполнение: многие города не были уничтожены (Судей 1). Формируется культурный синкретизм: израильтяне перенимают местные культы, что осуждается пророками. Идеал оказывается недостижим: позже появляются призывы к «очищению» Израиля от язычников и даже от евреев, женившихся на чужеземках (Ездра, Неемия).

Современные интерпретации

Историки считают тексты Второзакония довольно поздними (VII век до н.э.), отражающими реформы царя Иосии (Иошияху), стремившегося к религиозной централизации и уничтожению местных культов. Язык древнего Ближнего Востока часто преувеличивал военные победы. Выражение «Истребили всех» приравнивалось к победе.
Нет убедительных свидетельств, что происходили массовые истребления коренных народов Ханаана в описанном виде. Это укрепляет мнение, что такие описания являются теологизированным и литературным конструктом, а не исторической хроникой.
Некоторые богословы утверждают, что тексты гиперболизированы (как и в других древневосточных текстах: «не оставили ни души» — фигура речи); уничтожение касалось военных объектов, а не повседневного населения; это — метафора духовной чистоты, а не прямое руководство к действию.

Этика и теология

Тексты Второзакония вызывают серьёзные моральные вопросы:
Как соотнести их с образом милосердного Бога?
Возможно ли оправдание геноцида в религиозных терминах?
Применимы ли такие тексты к современному религиозному опыту?

Заключение

Призывы к геноциду во Второзаконии — одна из самых спорных тем Библии. Эти тексты описывают сакрализованное насилие, направленное на уничтожение целых народов и служат теологическим обоснованием религиозной исключительности Израиля. Таким образом, они отражают идеологию отделённого, святого народа, которому нельзя смешиваться с окружающими.
Их интерпретация зависит от подхода — историко-критического, апологетического или морально-этического. Но в любом случае они остаются неотъемлемой частью библейской традиции, требующей вдумчивого и ответственного осмысления.

Лига историков

19.6K поста55.2K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества