Позднеримский военный флот
В эпоху кризиса III века римский флот переживает период временного упадка. Правительство оказалось неспособным выделять на его содержание необходимые средства, предпочитая уделять всё внимание обороне сухопутных границ. Слабость римского флота стала
очевидна уже в 260 году, когда франки, совершив разбойничий рейд, прошли Галлию и обосновались на северо-востоке Испании. Отсюда в течение двенадцати лет они, используя захваченные римские суда, совершали грабительские набеги вплоть до берегов Африки. Помимо франков, во второй половине III века большую угрозу на море представляли готы, которые разоряли богатые провинции в Малой Азии и на Балканском полуострове. После прихода к власти Диоклетиана предпринимались решительные меры для поддержания боеспособности военного флота (как на море, так и речных флотов). На левом берегу Дуная при нем было возведено множество укрепленных пристаней. На Рейне также были созданы многочисленные эскадры, нёсшие здесь патрульную службу уже в начале IV века. Несмотря на повышение боеспособности по сравнению с III веком, военное значение морского флота в Поздней Римской империи было весьма незначительным. В IV веке он главным образом осуществлял перевозку сухопутных войск. Незначительная роль морского флота связана с тем, что в этот период варварская угроза на море была представлена более или менее крупными пиратскими набегами на прибрежные территории, а не полноценными морскими операциями.
Несравненно большее значение в оборонительной системе империи отводилось речному флоту. Флот нёс патрульную службу на Дунае на протяжении всего IV века. Даже после битвы при
Адрианополе он продолжил свое существование, и когда в 386 году варвары попытались
переправиться на римский берег, то были остановлены при помощи кораблей. Рейнский флот находился в цветущем состоянии вплоть до середины IV века. Но во время войны Магненция с Констанцием II (350-353 годы) он приходит в полный упадок. Благодаря деятельности Юлиана на Рейне было построено несколько сотен судов. Однако, набеги германцев на Галлию, последовавшие после смерти Юлиана, показали, что даже такого количества кораблей всё равно было недостаточно для того, чтобы надёжно закрыть границу. Последним известным
императором, державшим флот на Рейне, был Валентиниан I. После 375 года в источниках
нет более никаких упоминаний о флоте на Рейне.
В Поздней Римской империи существовало два основных типа военных кораблей: либурны и лусории. Первые предназначались для действий на море, вторые несли патрульную службу на Рейне и Дунае. Под либурнами понимались любые военно-морские корабли: существовали как одно- и двухъярусные либурны, так и с тремя, четырьмя, пятью и даже шестью рядами вёсел. Лусория была кораблем очень небольшого типа. Это было судно длиной до 20 метров и шириной около трёх. Ряд щитов, располагавшихся на каждой стороне корабля, обеспечивал дополнительную защиту экипажу.
Реконструкция римского военно-морского корабля
Либурна
Лусория
Римские патрульные корабли
Лига историков
13.1K постов49.1K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения