Ответ WeeSparrow в «С днём знаний!»5

Краткое содержание поста предыдущего оратора: "Мы сами растим недорослей и невежд, прививая детям мысль, что учеба — это тяжкое бремя и напрасная трата времени".

Проблема не в любви или нелюбви к учебе. Презрение к знанию — это, на мой взгляд, симптом другой проблемы, покрупнее. Школа в том виде, в котором она существует в России, — это ад. Я в ней побывала и как ученик и как учитель (недолго во время педагогической практики, но, видит макаронный монстр, мне хватило впечатлений).

Во-первых, там жесточайшая иерархия. В школе, кем бы ты ни был, ты не человек, а функция, строчка в табели о рангах. Твоя личность не интересует никого. Дети это чувствуют и начинают шпынять всех "не таких как остальные". Учителя же оказываются в положении двойного давления: сверху завуч, директор, гороно и прочие начальники, снизу родители и ученики.
Во-вторых, школа существует чтобы подавлять, наказывать и заставлять. Никакой самодеятельности: сочинения пишутся по стандартной схеме "докажи мне правильную точку зрения". Доказательство теоремы следует заучить и даже думать забудь пытаться его осмыслить. Своего мнения иметь не полагается ни учителю, ни ученику.

Первое и основное, чему школа учит: быть частью стада и не высовываться. Уровень же каких-то иных знаний никого не волнует (зато волнуют оценки, медали и прочие ачивки — "показатели эффективности").

Одна моя пожилая учительница по литературе была уверена, что 1) реки вытекают из океанов и текут вглубь континента 2) Амазонка соответственно течет с юга на север. ("Затерянный Мир" Конан Дойла читали) Принесенный в качестве доказательства истинного расположения Амазонки атлас мира только заставил её меня "мелкую выскочку" ненавидеть. Моя учительница младших классов не знала, что у Джонатана Свифта имя, а что фамилия. Её коллега могла порвать тетрадь за малейшую помарку и заставить третьеклассника переписывать заново всё с самого начала четверти. И все эти дамы игнорировали ситуации, когда меня травили одноклассники. Я сомневаюсь, что они были настолько слепы, что не замечали, как мой портфель летит в окно, просто у них хватало своих проблем (планы уроков напиши, тетрадки проверь, отчитайся перед Петровом-старшим почему Петров-младший получил двойку). Школа расчеловечивает всех.

И это я в гимназии училась, в областном центре. Как и чему учили людей в каком-нибудь селе, мне вообще представить страшно. Для ребенка выжить как личность в этих условиях, сохранить любопытство, желание познавать мир — это уже героизм.

Бывают отдельные учебные заведения, где особо инициативный коллектив пытается сделать что-то по-человечески, но это скорее исключение. Профессия учителя имеет настолько низкий уровень престижности, что пойти туда может либо неудачник, которого не взяли даже в кассиры в "Пятерочке", либо учитель по призванию (к тому же склонный к самопожертвованию). Последних впрочем исчезающе мало, но только на них этот вертеп под названием "школа" ещё как-то и держится .