78

Ответ на пост «Рыба»16

Россия – один из лидеров потребления рыбы лососевых пород в Европе. Российский рынок форели и атлантического лосося (семги) в 2023 году вырос на 10% по сравнению с предыдущим годом и превысил 250 тыс. тонн. До 2022 года основным поставщиком лососевых в нашу страну была Норвегия, сейчас основные поставки идут из Чили и с Фарерских островов. Ввозят как замороженную, так и свежую рыбу. Импорт семги в 2023 году составил 42 тыс. тонн, увеличившись на 23% к 2022 году и снизившись на 36% к 2021 году. Более 92% приходилось на мороженую семгу, 8% − на мороженое филе семги. Почти 100% поставок — из Чили. Ввоз форели в 2023 году составил 52 тыс. тонн, на 23% превысив показатель 2022 года и на 30% − уровень 2021 года. Один из ее основных поставщиков — Турция.

Значительная доля рынка приходится на  искусственно выращенную рыбу. Крупный российский производитель — «Русская аквакультура» выращивает и продает по 15-20 тыс. тонн лососевых ежегодно, его доля составляет 20% внутрироссийского рынка.

По данным 2022 года на внутренний рынок попало всего около 2,7 млн тонны из выловленных 4,9 млн.

В прошлом году Центробанк России сообщил о резком росте цен на горбушу из-за плохой путины. Рыба не заходила на территории, где ведут промысел российские рыбаки. В результате в годовом выражении рыба подорожала в 2 раза. Аналогичная ситуация произошла и с сайрой. Ее вылов в Росрыболовстве называли маловероятным, покрыть нехватку пришлось за счет импорта. Но и у зарубежных рыбаков улов упал. Итог: цена консервы из сайры выросла на 20-30%.

Срок хранения рыбы в охлажденном виде составляет от 14 до 16 дней. Доставлять рыбу с Дальнего Востока можно авиатранспортом, по Северному морскому пути или по железной дороге. Авиадоставка приведет к существенной наценке на этот и без того дорогой продукт. При железнодорожной доставке можно не успеть довезти рыбу до истечения срока хранения. Самая быстрая экспресс-доставка контейнерных грузов по Транссибу осуществляется с использованием ускоренного контейнерного поезда и составляет от 12 до 13 дней. Еще дольше везут грузы по Севморпути: около 35 дней.

Кроме того, доставка по морю и железной дороге требует специального оборудования. Количество рефрижераторных судов и вагонов ограничено, а стоимость аренды возрастает в зависимости от сезонности. Например, тарифы растут в время лососевой путины на Дальнем Востоке.

Короче, все плохо. И клип почти 50-летней давности для нас актуален, как никогда: