Ответ на пост «Про летную работу»1
Сначала простейшие действия – выдерживать горизонтальный полет, держать заданный курс, выполнять развороты, набор и снижение...
...Так что только когда правак обучится делать все комплексно – работать с арматурой кабины, пилотировать самолет, контролировать работоспособность систем и выдерживать заданный режим полета, его начинают учить взлету и посадке самолета со своего рабочего места...
... Сначала учат выруливать, занимать место для взлета на полосе, потом взлету.
С посадкой все намного сложнее – сначала заход на посадку, выдерживание режима снижения на посадочном курсе, и уж потом – непосредственно посадка.
Как учили меня:
Сначала - тренаж в кабине: изучаем приборы, тренируем порядок работы.
Потом начинаем кататься по перрону: выдерживать прямой курс, делать развороты, восьмёрки, контролировать скорость. Так - несколько дней.
Потом в один из дней по РД едем к ВПП. Затем - на исполнительный. На исполнительном - доп. проверки, далее (И - инструктор, С - самолёт, Я - я.):
И: Отпускаем тормоз, плавно газ до упора. Пааааехали.
Я: *пытаюсь удержать самолёт на осевой*.
С: Кого вы пустили за мой штурвал?.. Да не топчи ты так педали, я сейчас с этой полосы съебусь подальше!
И: На себя, на себя! Поднимай переднюю стойку!
Я: В мыслях: "В смысле - "На себя, поднимай переднюю стойку?!" Голосом: Я что ли взлетаю?!
И: Ты, а кто же ещё? Я уже умею. Тяни, тяни!
С: Может не надо, а?..
Я: Судорожно тяну штурвал на себя, вроде поднял чуть капот. Отрыв.
И: Выравнивайся! Опусти капот! Дай разогнаться!
Я: В мыслях: "Блять, что ж он не опускается?! А, вот как надо давить! Скорость! Где скорость? Вот она! Блять, крен!"
С: Я сейчас точно ёбнусь. Или ебанусь.
И: Крен убирай!
Самолёт: Я разогнался, хочу в небо.
Я: В суматохе слежу за скоростью, за углом атаки, спина уже вся мокрая, ладошки тоже. Спасибо, что радиообмен не я держу.
И: Высота 2600. Закрылки.
Я: В мыслях: "С этим справлюсь". В действиях: тянусь к флажку закрылков, пока его отщёлкивал - увёл самолёт в правый крен.
И: Убери крен и держи курс! Мы уже отклонились на почти 15 градусов!
Я: В мыслях: Да я уже перегрелся на 15 градусов!
С: Мне полегчало...
Дальше была работа по кругу - просто облёт ориентиров, сброс высоты и скорости на четвёртом - в общем всё то, где такого нервяка и суматохи не было. Были проблемы с одновременным отслеживанием скорости, крена, высоты и направления. Нелегко это с непривычки. Далее завершаем работу, сделали четвёртый поворот.
И: Держись в створе полосы!
Я: Правлю направление креном.
И: Креном не надо. Педалями.
Я: Топчу педальки.
С: Меня сейчас укачает.
И: Плавно, не ударами, а нажал и регулируешь усилие. За скоростью следи - большая!
Я: Что-то пытаюсь делать, явно не осознанно. Земля уже близко. Да мы ж сейчас уронимся!
И: Выравнивайся. ВЫРАВНИВАЙСЯ!
Я: Да я выравниваюсь!
И: Мало выравниваешься! Тяни, тяни! Ещё тяни! В посадочное положение теперь!
Я: Да я ж сейчас штурвал вырву!
И: Не вырвешь!
С: Вырвет же...
С: Касание основными. Пищу. Касание передней. Больше не пищу.
Я: Пытаюсь удержаться на осевой. Вау! Даже получилось!
Прирулили на стоянку. Вышел из самолёта. Сухой - только в передней части штанов. Остальное - хоть выжимай. Так прошёл мой первый полётный час. Порядок обучения был почти обратным описанному в цитате.
Понятно, что здесь больше мои "заслуги" в этой суматохе: отсутствие опыта, рассредоточенность внимания, волнение. Что-то из того, чему учили на земле, просто вылетело из головы. Благо, что инструктор это понимает.