Ответ на пост «Компьютерные игры»

Чё-то я прям серьёзно увлёкся этим вопросом. Начал размышлять - и понесло.

Начать хотелось бы с нетривиального. Немного философии. Что такое "компьютерные игры"? Это программы для реализации игрового процесса. Ну то есть если лично Вы играете по сети в шахматы с живым соперником, то это компьютерная игра. Да, от шахмат в привычном понимании компьютерную игру "шахматы" не отличает ничего, что могло бы быть принципиальным. Вообще реализовать в виде компьютерной игры можно очень разные вещи. Возможности практически безграничны.

Стоит заметить ещё один момент: человечество в принципе очень любит игры на протяжении всего своего существования, и на это есть ряд причин. Моя любимая причина: игра - лучший способ обучения, кстати. А то, что игры теперь стали ещё и компьютерными - это не настолько принципиальный вопрос. Компьютер - многогранный инструмент, позволивший сделать "компьютерным" (электронным) много чего: почту, документооборот, СМИ, игры. При этом не всё и не везде заменил полностью. Одновременно с только что вышедшим Baldurs Gate-3 существует вполне себе настольная DND - и никуда деваться не собирается. Ну то есть это игры, основанные на одном принципе, но одна из них реализована как компьютерная, а вторая нет.

Шахматы "аналоговые" знают все, они пользуются заслуженным уважением, порой даже избыточным. Средствами компьютера можно реализовать и сами шахматы, и множество производных от них, - собственно, всё, что мы можем назвать пошаговыми стратегиями, это производная от шахмат. "Герои меча и магии" - это правнук шахмат.

В процессе обучения пилотированию боевого самолёта или подводной лодки применяются тренажёры - по сути не особенно отличающиеся от симулятора. И где грань между игрой-симулятором и обучающим симулятором - очень спорный вопрос.

Собственно, все стереотипы о компьютерных играх идут от непонимания их многообразия. Забирают много времени? Так любое занятие, которым ты искренне увлечён, забирает много времени. Отупляют? Ну, во-первых, далеко не все, даже не большая часть. Во-вторых, многие развивают. В-третьих, любая однообразная деятельность отупляет, и игры тут сильно не на первом месте. Так что в принципе, если очень сильно обобщить, то некоторые однообразные игры могут отуплять. Но само по себе предпочтение одной (или ряда однотипных) игры с низким разнообразием - это сокрее следствие какой-то иной проблемы, а не причина. Зрение портится? Насколько мне известно, серьёзное занятие спортом чаще влечёт вред зрению. И так далее.

Как игры можно классифицировать? Строго говоря, как угодно, но единой всеобъемлющей системы нет. Можно по бюджету: категория трипл-эй, категория Б, инди... Можно по жанру: стратегия, шутер, платформер, бит'эм'ап, симулятор и т.д. Можно по массовости: сингл, партийная, сессионка, ММО и т.д. Каждый раз это очень условно.

Пожалуй, наиболее интересно в данном случае то, что любой из этих списков не окончательный. Жанры и поджанры то и дело появляются новые. Сложно сказать, о чём ещё нет игр. Например, есть игра, где вы играете за вирус, а задача ваша - уничтожить человечество. Довольно хитроумная стратегия.

Кстати, хочется написать список того, чем игры могут помочь человеку в жизни... но это будет слишком дофига. Так что попробую написать список того, чем игры могут помочь школьнику.

1. Есть ряд игр, где требуется реально неплохо считать в уме. The Eve Online, например. Когда я играл, мне потребовалось считать в экселе, что рентабельно, а что нет. Навык сложных вычислений однозначно полезен.

2. Есть ряд игр, где незаметно для себя погружаешься в историю, причём довольно подробно. На форуме Вартандера какого-нибудь можно начитаться довольно полезных вещей про Вторую мировую. В тематической группе по Баннерлорду - про Средние века. Rome Total War про соответствующую эпоху. Ну и так далее. Игрушек в достоверном историческом сеттинге хватает.

3. Английский же! Спасибо, конечно, локализаторам, но английский знать приходится.

4. Логика, причинно-следственная связь и вот это вот всё.

5. Как ни странно, различные иммёрсив симы дают неплохую подготовку по части физики и БЖД. Каждый игравший в Дивинити знает, что лить воду на источник электричества нельзя, закончится плохо.