Нарушения речи. Коротко о симптомах.

Последнее время часто на глаза попадаются посты, где взрослые люди интересуются способом избавления от того или иного речевого нарушения. Вокруг этого ходит много мифов и заблуждений.

ВНИМАНИЕ! Пост носит сугубо информативный /развлекательный/плюсосрубательный (хотя бы десяточек) характер.

Если вы подозреваете у себя или у своего ребенка речевое нарушение - обратитесь очно к логопеду.


Вдаваться в дебри профессиональной классификации я не буду. Постараюсь обойтись простыми словами( и коротко).


Все нарушения речи делятся на нарушения устной речи и нарушения письменной речи.


К нарушениям устной речи относят нарушения звукопроизношения . Да,да, та самая картавость(ротацизм, по-научному), шепелявость (сигматизм), гнусавость (поговорим о ней отдельно), нарушения произношения прочих звуков( а их 43).


Помимо нарушений звукопроизношения её есть нарушения темпо-ритмической организации речи. Это когда человек говорит слишком быстро или слишком медленно, сюда же относят и заикание. Подобные речевые нарушения тесно связаны с нервной системой, поэтому купировать их можно, навсегда избавиться - практически невозможно.


Ещё можно выделить нарушения оформления высказывания. Это неправильно оформленное с точки зрения лексики грамматики, высказывание. Отсутствие речи, распад уже имеющейся речи. Последнее часто встречается после инсультов, ЧМТ. Это происходит из-за поражения зоны головного мозга ответственной за произнесение или понимание речи.


Ну и мои любимые, нарушения письменной речи. Это нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) ( ещё есть нарушения счета, но это не ко мне).

Нарушения чтения иногда встречаются у детей, (да и у взрослых) Это могут быть замены ,смешение звуков, побуквенное чтение (это когда слово отдельно читают, например КЭОРЭОВЭА вместо КОРОВА), пропуск различных согласных(особенно при стечении их в слове, например САЧКА вместо СТАЧКА), непонимание прочитанного текста при сохранности техники чтения. Тут важно понять, что ребенок /взрослый не ленится, он не тупой, просто у него проблема, требующая специализированной помощи.

Ну и нарушения письма. Начиная от того, что человек путает схожие по начертанию буквы ,до невозможности распознать звуки(зобака вместо собака). А ещё замена гласных, согласных, перестановка букв, слогов в слове, неверное употребление грамматических форм в предложении. И к сожалению, иногда это тоже списывают на тупость и лень ребенка, вместо одного похода к специалисту.

А ещё бывает дизорфография. Это невозможность освоить орфографию, несмотря на знание правил.


Все примеры утрированы. Все классификации условны и могут отличаться от научной версии.


Если будет следующий раз - рассмотрю какое-нибудь речевое нарушение речи и пути борьбы с ним.(хотя путь всегда один, подозреваете нарушение- бегом к специалисту).