Нам очень повезло

Мы учимся с самого рождения. Шаг за шагом, в постоянстве тянемся к знаниям. Первый горький опыт детства - жгучая крапива. В маленькой голове переключается тумблер. Есть растения, который причиняют боль.

Собака может укусить. Лекарства горькие на вкус. Из опыта рождаются знания. Знания дают возможности. Варианты.

Человек удивителен в своей природе. В способности обучаться. Наблюдал за взрослением своего ребенка и отмечал много интересных моментов.

То ли это пример окружающих людей, то ли встроенные механизмы, но человек очень быстро встает на ноги. Ведь это очень сложно для маленького человечка. Это смена восприятия мира. Первый самостоятельный шаг. Его внутренний мир и понимание мира окружающего полностью меняются.

Первый самостоятельный навык. Я сам научился. Да, мне помогли эти большие и непонятные, но это полностью моя заслуга.

Предполагаю, что именно эти мысли появляются в маленькой голове.

Но это очень важный шаг. Человек удивителен и продолжает удивлять.


Я наблюдал за взрослением разных животных. Стайных и одиночек. Диких и одомашненных. Но все уступают в скорости развития маленькому человеку, даже не на корпус. Отставание идет на несколько кругов.

Пока щенки заняты играми и догонялками, маленький человек берет в руки палку. Ему никто не показывал как это делается. Взрослые не показывают как обращаться с палками. Это происходит по каким то внутренним программам.

У меня есть рука и я могу взять в эту руку предмет.

Мне неведома природа этих процессов, но это простое наблюдение за взрослением ребенка, поразило меня. При этом важно именно постоянное наблюдение. Чужие дети незаметно приобретают навыки и процесс обучения проявляется не так явно.


Маленький человек начинает рисовать. Что это? Откуда берется эта потребность, изобразить окружающий тебя мир?

Маленькие отпечатки ладоней в древних пещерах, которым тысячи лет. Человек еще не освоил изготовление оружия, а внутри него уже появилась потребность рисовать. Дети и подростки рисовали на стенах пещер и наверняка получали тумаки от взрослых за испорченные обои.


Я наблюдал как мой ребенок учится рисовать. Сначала получались непонятные каракули. Ребенок пытался изобразить мир, который сформировался у него в голове. Непонятный и полностью абстрактный. Прошло совсем немного времени. Год-два. Уже начали появляться осмысленные персонажи и формы. Настолько это быстро произошло.

Недостижимый уровень мастерства для любого другого вида на земле. Можно научить слона рисовать и медведя ездить на велосипеде. Но та скорость, с которой маленький человек усваивает знания, просто недоступна животным. Объемы усваиваемых знаний поражают.


Самое умное животное, невероятная горилла Коко, которая могла общаться с помощью языка жестов. Я помню передачу про неё. Это первое животное, которое могло выразить уровень своих познаний с помощью языка. Какой уровень она показала? Трехлетний ребенок. На мой взгляд, возможно ошибочный.

Да, они сильнее нас. Да, у них есть когти и клыки. Быстрее реакция. Но мы выжили среди них. Животный мир должен был нас уничтожить в самом начале развития. Но не смог.

Я думаю, что это произошло только за счет нашей уникальной способности к обучению. Откуда она у нас, другой вопрос. Склонен думать, что это приобретенный инструмент в эволюционной гонке.

Одно можно утверждать уверенно - нам очень сильно повезло. Невероятно повезло. Схватить такой эволюционный навык и не растерять его. Мы невероятно везучие.