Музыкальный плейсмаркет и как сегодня заработать на музыке?

Предложил в оригинальном посте написать подобную статью о том, как работает сегодня продажа музыки, и оказалось, что это кому-то интересно, даже 4 подписчика добавилось. Я неоднократно в комментариях частично писал об этом, но сейчас постараюсь собрать все мысли в хоть немного единое целое. Изначально планировал написать пост, как ответ о том, сколько на нас зарабатывают подобные маркет-плейсы в музыкальном бизнесе, но потом Остапа, как говорится, понесло и я решил углубиться да ещё и советов надавать :)


Начну с самого начала. Вот есть Вы, талант или около того, который дома пишет музыку. Это может быть любой стиль, но я начну с ситуации с клубной музыкой. О иной будет чуть ниже.


Значит, мамка купила Вы купили компьютер, узнали на ютюбе, как легко писать "клубняк" и сколько бабла гребут топовые ДиДжеив EDM (Электронная Танцевальная Музыка). Сполйер: больше чем они, сегодня только поп и рэперы, а Техно, например, уже который год самый популярный жанр электронной музыки нв Beatport вообще. Beatport - это самый топовый музыкальный магазин для ДиДжеев и клабберов, который задаёт моду и тенденции. Маркет-плейс, если хотите. Когда-то, лет 15-20 назад, туда было непросто попасть, был контроль качества и даже некий статус, что твоя музыка продаётся на Битпорте. Потом, как это часто бывает, за идею работать устали, его выкупили коммерцы, а  из андеграунда он превратился в попсу. Тем не менее даже сегодня вход туда возможен только через посредников, несмотря на то, что  ценность его давно требует переоценки. Несколько первых попавшихся статей о доходах ДиДжеев по годам, десятки миллионов долларов в год в порядке вещей:

https://www.forbes.ru/forbeslife-photogallery/380961-samye-v...

https://kiiky.com/ru/богатство/самые-высокооплачиваемые-ди-д...

https://top10v.ru/993-top-10-samye-vysokooplachivaemye-didzh...


Итак, Вы написали хит и готовы, чтоб весь мир его услышал и играл, а Вы на этом заработали бы геморрой  кругленькую сумму, не выходя из дома. Прежде всего нам надо попасть на Битпорт. Для этого нам нужен лейбл. Постоянно, когда я пишу или говорю слово "лейбл", у меня спрашивают, что это такое. Постараюсь объяснить очень кратко : это риелтор компания-посредник между Вами и дистрибьютором, которая (в идеале) занимается промоушном Вашей музыки,, мерчем, ивентами и т.п. Снова спойлер: не менее 90% отечественных "лейблов", созданные школотой, ничем этим не занимаются и вообще зачастую непонятно как наладили контакты с тем или иным дистрибьютором. К слову, именно они и убили клубную кульутуру, издавая десятилетие всё подряд и обесценив данную музыку в принципе. Есть иные примеры, где владельцы или менеджеры лейблов - сами продюсеры и фанаты музыки, но этого с каждым годом всё меньше, в виду отсутствия ожидаемого профита. То есть Вы отправляете материал лейблу и подписываете контракт на получение 50% доходов лейбла от всех продаж и стриминга .Что такое стриминг, думаю, все знают, но на всякий случай уточню : 1 прослушка кем-либо на какой-либо стриминговом сервисе (Spotify, Apple Music, Deezer, Tidal, Pandora, Amazon Music, Yandex или даже VK) -  есть 1 стрим, которые даёт некотрую выплату (роялти), о чём подробнее ниже.


Ну и вот в этом моменте мы подходим к сути поста и почему этот пост -  ответ. Трек на Битпорте продаётся за 1,99$. Битпорт (он же маркет-плейс) забирает себе 30% продаж. Остаётся 1,30%, Дистрибьютор забирает от этой суммы ещё 30% дохода  (некоторые 25%) - остаётся примерно 80 центов, которые Вы делите с лейблом пополам. То есть Ваша "грязная" прибыль с продажи одного трека = 40 центов. Почему грязная, потому что есть куча комиссий при выводе и крайне невыгодный курс у PayPal, Payoneer и подобных, что приведёт Вашу прибыль к 20-25 центам. А если Вы посчитаете затраченную электроэнергию на написание? Я уже молчу про подсчёт стоимости ПК, звуковой карты, а порой и студийных мониторов (профессиональные колонки с ровной АЧХ для создания професссионального звучания), и даже акустической подготовки комнаты. Я не буду упоминать тут покупку софта, который тоже легко обойдётся в 1000$, потому что, не будем кривить душой, мы живём в той стране, где знают, как добывать софт бесплатно :)


Вы, наверное, подумаете: "и что? Даже 20 центов с трека - это неплохо, ведь трек-то могут купить тысячи и десятки тысяч раз!". Смею Вас расстроить : чтобы попасть в ТОП100 Битпорта по стилю достаточно всего каких-то 10 (десять!) продаж!  Если это не популярное Техно, а какой-нибудь транс или ДНБ, то и того, быть может, меньше. У меня  выходил трек, который занял 4-ое место в общем ТОПе Битпорта, но его продажи за 2 квартала составили всего 500 копий. В данную минуту у меня есть коллега, находящийся сейчас в ТОП50 Техно с около 60 продаж трека, и это при том, что он вышел на известном заграничном техно-лейбле с тысячной фан-базой (я призову его в статью). Другими словами, даже самый крутой Ваш мега-хит, который рвёт все танцполы мира, принесёт Вам, в лучшем случае, 100$ за жизнь ! Это особенно смешно, когда понимаешь, что пара хороших студийных мониторов, без которых такой хит создать невозможно, стоит от 1000$. Хотя вру, возможно, потому что всегда остаётся вариант арендовать студию или заплатить за сведение/мастеринг звукорежиссёрам и инженерам, но это в итоге ещё дороже. И стоит уточнить, что Битпорт - самый дорогой из подобных магазинов. В том же Itunes или Гугл Маркете эти же треки стоят в несколько раз дешевле и Ваш чистый доход оттуда будет считаться в центах, а не их десятках!  Причём там уже продают все стили музыки. Думаю, что Вы можете себе представить, сколько будет стоить полный хороший сетап рок-группы или джаз-бэнда. С подобными продажами вложения в жизни не окупятся, и это просто дорогое хобби.


Почему же так происходит и что делать? Происходит так потому, что этот мир несправедлив, - футболисты в нашей стране зарабатывают на порядки больше, чем инженеры и доктора наук, а таксисты (ничего личного),  в 5 раз больше учителей и врачей.  Бывают примеры ещё хуже, когда камфхора за час-два получает месячную ЗП металлурга или шахтёра :) В общем, в Вашем случае заработает тот, кто Вас использует, то есть ДиДжей. Именно он купит Ваш трек и "отыграет" для многотысячной толпы в своём сете, за что получит гонорар в размере от 200-400$ (какой-то ноунейм в пати-баре) до сотен тысяч долларов на каком-нибудь Tomorrowland. Причём купив его один раз, он может зарабатывать на нём хоть годы. И тут стоит заметить, что ДиДжеть может даже обезьяна (примеров масса), а таксисты рядом с ними - благородная и и очень сложная профессия. Вся работа диджея заключается в подборе музыки (Битпорт уже всё подобрал за нас, ага) и нажатием пары кнопок в нужное время. Остальное время трека нужно корчить рожи перед толпой и делать вид, что что-то делашь. В интернете имеется масса видео с богатейшими диджеями, у которых играет записанный заранее микс (не факт, что ими), а аппаратура даже в розетку не включена ))) . Короче говоря, никакого образования. специальных знаний и дорогого оборудования тут не нужно, в отличие от необходимости всего перечисленного для написания полноценного трека в даже самом примитивном стиле. Справедливости ради, замечу, что ещё лет 20 назад всё было в корне иначе, но мы-то здесь о ситуации с музыкой ныне... Вот... Обычные же слушатели и клабберы покупают танцевальную музыку крайне редко (особенно в СНГ). Они либо забывают Ваш трек уже через трек, либо предпочитают слушать его на стриминговых площадках (те же маркет-плейсы, включая Амазон и даже Алибаба-груп) или в ВК, который тоже уже не первый год официально стриминговая площадка. И вот тут кроется вторая часть этой статьи с ещё большими проблемами. Нервных просьба отойти от экрана :)

Музыкальный плейсмаркет и как сегодня заработать на музыке? Маркетплейс, Торговля, Малый бизнес, Маркетинг, Длиннопост, Lassary, Музыка, Музыканты, Бизнес, Стриминг-сервис

Сколько же платят нам стриминговые площадки и где находится их порог жадности? Вот тут приходит шок и понимание того, почему все эксперты и критики который год твердят, что стриминговые площадки убили музыку и данную культуру в целом! И тут уже речь далеко не только о клубной музыке, а вообще о любой. Во-первых, тарификация очень сильно разнится от страны, из которой была совершена прослушка. Как правило, США тарифицируется выше всех. Во-вторых, у того же Спотифая тариф плавает каждый месяц в несколько раз и зависит от того, сколько рекламы они продали (я не говорю сейчас про их тарификацию премиум-аккаунтов, которых меньшинство, хоть и там цифры далеко не ушли). В-третьих, и Эппл, и Амазон каждые полгода понижают тарифы. А тарифы там примерно такие:


Спотифай за 1000 прослушек Вашего трека из США в этом месяце заплатит Вам 2,30-2,40$ (низ, что я помню в период пандемии - 1,30$ Потолок - почти 4$ в предновогодние месяцы)

Британия, как правило, всегда ровно в 2 раза ниже США, а прочая Европа, включая Скандинавию - в 2 раза ниже Британии. То есть там за 1000 прослушек заплатят уже порядка 0,55-0,60$. А те же 1000 прослушек из условной России или Украины до СВО - вообще 0,25-0,30$,. А ведь это основная ЦА!  Какая ситуация с Эппл? Тут чуть повеселее - они заплатят Вам около 6$ за 1000 из США, хотя ещё года два назад платили 7,51$ Амазон Мьюзик - 4$ (было 8). А все прочие, типа Пандоры, китайцев и наших сервисов платят на порядок (в 10 раз) меньше!!! Больше же всех платит Tidal, который давно на грани закрытия и выживает только потому, что хозяин (известный рэпер Jay Z) зарабатывает сотни миллионов долларов на других бизнесах, которые содержат этот убыточный. Да, Tidal платил порядка 11-14$ за 1000 прослушек. Но там нет бесплатной подписки с рекламой, только премиум за 10$, а за 20 Вы получаете FLAC, а не MP3, что Тидал двигает, как основную свою фишку. Спойлер: разницу между этими форматами услышит 1 человек из 10 000 только на определённой аппаратуре, в определённых треках и только если будет значть, что именно в треке слушать.Но это уже область аудиофилии и её плацебо.


Как Вам такие циферки от компаний, которые зарабатывают на музыке чистыми миллиарды долларов в год? То есть представим, что Ваш гениальный трек послушали на Спотифае (больше всего зарегистрированых пользователей (почти 450 миллионов), потому будем считать на примере его) 300 000 раз. Это действительно большое число, поверьте. И получитать такое число без крутых спонсоров и мэйджор-лейблов, которые вкладывются в рекламу - это написать реально успешный хит после многих лет практики и быть очень-очень удачливым, причём не важно уже в каком стиле. Не будем тут вести речь о спонсорах и продюсерах, которые могут спокойно ещё 30-50% прибыли отжать, а допустим, что Ваш трек выстрелил и Вы получили 300 000 прослушек. Да чёрт с ним, пусть даже все они пришли из США :) Итого 300 000 = 660$ (столько же, к слову, получит от рекламы сам Спотифай, хоть есть данные, что даже в 2 раза больше) , из которых, как мы помним, 30% заберёт дистрибьютор - осталось 440$, а половину лейбл. Итого 220$ грязными. В реальности же 85% артистов не соберёт и 100 000 со всего мира, то есть не увидит за всю жизнь и полтинника зелёных! И это мы говорим о Спотифай, а если взять какой-нибудь ВК или Яндекс, то можете это число смело делить на 10! Там вообще бабло все лопатой лишь себе гребут. Вот так вот устроен сегодня шоу-бизнес и вот, почему хорошей музыки всё меньше, а денег с неё дохрена лишь у тех, кто изначально в неё с деньгами и пришёл, зачастую по приколу!


Как с этим бороться и что можно предпринять? Если Вы пишете не клубную музыку, то Вам не нужен Битпорт и Вы вообще можете выкинуть лейбл из этой цепочки. То есть выйти напрямую на дистрибьютора, коих много (Distrokid ,Tunecore, Ditto, Amuse, CD-Baby - это лишь самые известные). Там Вы заплатите некоторую сумму за то, что Ваш альбом будет год висеть на всех этих площадках. Как правило, в районе 30$ за альбом в год, где-то дороже, где-то намного дешевле, но с подводными камнями, достойными отдельной статьи. Отечественных дистрибьюторов Вы должны избегать всеми путями даже в реалиях санкций! Также стоит понимать, что пиар Вы делаете себе сами. Никакой промо-рассылки от лейбла не будет (хотя, как мы помним, от 90% её и так не будет). Я, например, никогда вообще не понимал, как можно самому себя хвалить и рекламировать, но тут уже дело каждого. Имейте ввиду только то, что цифры будут у Вас в лучшем случае всё те же, что и выше, за исключением процента лейблу и дистрибьютору. То есть даже на ЗП в России никак не тянет, а в Еропе/США - и подавно.


Реально же зарабоать можно музыканту лишь на выступлениях. И это тоже в последние годы крайне сложно, потому что сначала весь этот бизнес заморозил ковид, а теперь тормозит СВО. Кроме того, далеко не все стили музыки вообще подразумевают под собой выступлания. Есть такая поговорка (мем) : мы грузим аппаратуру стоимостью 50 000$ в машину, которая стоит 5 000$, чтобы проехать 500 км и получить 500$. Не совсем дословно, но смысл передал точно :)


В общем, тяжко сегодня музыканту, особенно отечественному. Потому, когда Вы в следующий раз услышите от юнца, что он там какой-то крутой музыкант или диджей, то посочувствуйте. И помните, что в переходах и электричках нащи артисты зарабатывают даже больше, чем на гигантах типа Амазон или Эппл. "Парадокс" - скажете Вы? Но сильно ли отличается ситуация от тех, кто торгует товаром из своего магазина, а не через маркет-плейсы в оригинальной статье?

Хотите поддержать любимого исполнителя? - Купите его лицензионный диск или винил!


Вот такой вот вкратце ответ на пост вышел. И я думаю, что, наверное, стоит оформить это отдельным постом, дабы увидело больше людей. Всем спасибо за внимание. С Вами был владелец двух небезызвестных лейблов с  15-тилетней историей. Ну, и по мелочи, с десятка полтора  наберётся, каждому из которых года по 4 и каждый ориентирован на свой жанр музыки. Могу сказать, что лично я за 4 последних года заработал 300 000$, но это редчайшее исключение из правил, потому что музыке я посвятил всю свою жизнь с 95-го года и ничем больше не занимаюсь. Кроме того, я всегда вкладываю трёх-четырёхзначные числа в рекламу своих артистов. Но и у меня доходы в этом году упали до копеечных (по понятным причинам). Лейблы свои я, разумеется, называть на Пикабу никогда не буду, дабы не сочли, не дай Босх, рекламой...


PS Всё вышенаписанное - сугубо моё ИМХО, основанное на многолетнем опыте своём и коллег, но приправленное аргументами, фактами и неслабой долей объективности. Ни в каике споры не вступаю, даже не буду тратить на это своё время. Любые вопросы по теме приветствуются :)

Лига музыкантов

3.3K постов4.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Не стоит постить вещи совсем не по теме, в остальном - ограничений и правил не будет.