Lunar Lander - Стоит ли в это играть? [0010/1001]

Здравствуйте, товарищи!

По ряду обстоятельств не получается рассказывать о видеоиграх по списку так часто, как хотелось бы. Если честно, иногда хочется умереть, а не вот это вот всё, но умирать пока не время. А время посмотреть на еще одну игру из книги "1001 Video Games You Must Play Before You Die". И это Lunar Lander. Довольно-таки неплохая и не самая простая игра, и именно ей выпала честь закрыть раздел с играми семидесятых годов прошлого века

Lunar Lander - Стоит ли в это играть? [0010/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Видеоверсия для тех, кому неохота читать весь текст.

Lunar Lander — аркадная игра, разработанная и выпущенная Atari, в августе 1979 года. Цель игры — управлять посадочным лунным модулем, чтобы произвести мягкую посадку на поверхность Луны. Она стала самой известной реализацией этой концепции и превзошла вышедшую ранее Moonlander и другие текстовые игры-симуляторы посадки на луну. Аркадный автомат использует векторный монитор для отображения графики. Atari выпустили чуть менее 5000 автоматов с игрой, но, на фоне успеха вышедшей в ноябре того же года Asteroids, Lunar Lander так и не достигла большой популярности.

Lunar Lander - Стоит ли в это играть? [0010/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Строгая, и действительно серьёзная по тону, Lunar Lander может выглядеть как бестолковое научно-фантастическое баловство, но в этой классической аркадной игре есть и немного образовательного. По сути, творение Atari представляет из себя простейший физический симулятор, в котором вы ищете баланс между расходом топлива, тягой, гравитацией и импульсом, чтобы посадить свой космический корабль на поверхность абстрактной луны, лихорадочно меняя и пересчитывая свою стратегию на лету, стараясь не разлететься на мелкие куски в процессе прилунения.

Звучит не очень-то и весело, даже, скорее, скучно, но это не совсем так. В своеобразной смеси абстракции и точности, Lunar Lander кажется очень реалистичной, чего не достигнуть конкурентам. Другие космические игры предлагают яркие туманности, быстрые пируэты кораблей и межгалактические приключения, наполненные сражениями и встречами с инопланетянами, но только Lunar Lander может помочь действительно ощутить себя одним из пилотов программы "Аполлон". Лихорадочно изучать показания приборов на панели управления и молиться о том, чтоб твои друзья на модуле не были полностью уничтожены и смогли всё же установить флаг.

Lunar Lander также смог опередить время. Физика в видеоиграх сейчас стала одним из главных камней преткновения и споров современных игроков и одним из первых пунктов практически во всех жанрах игр от шутеров до головоломок, а в Lunar Lander это было реализовано ещё тогда, когда в других видеоиграх еще рисовались детские лабиринты и они пытались убедить игрока, что большая буква "X" - это, на самом деле, гоночный автомобиль.

Так что классика от Atari - это не просто развлечение, а что-то, что взывало к внутреннему миру гиков того времени, позволяющее и им ощутить себя кем-то большим, чем простой человек, что-то, что уже тогда начало будоражить молодые умы, оказавшись родоначальником современных намного более масштабных виртуальных миров.

Lunar Lander - Стоит ли в это играть? [0010/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Сам концепт игры, даже на момент её выхода, был далеко не нов - уже в 1969 году существовала текстовая игра "Lunar", или же "Lunar Landing Game". Также довольно-таки много переосмыслений игры было выпущено и в следующие 10 лет, до выхода, собственно, самой Lunar Lander, породивших целый жанр видеоигр-симуляторов посадки на луну. Существовала даже графическая версия - игра 1973 года "Moonlander", созданная для демонстрации возможностей графических терминалов DEC GT40.

Lunar Lander - Стоит ли в это играть? [0010/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Игра же от Atari была своеобразным ответом векторной игре Space Wars от Cinematronics. Для разработки аппаратной части Atari обратились к компании "Cyan Engineering", а программную часть движка поручили Говарду Делману. Делман же ранее уже играл и в "Moonlander" во время экскурсии в NASA и в текстовые версии игры пока учился в колледже, и к разработке своей версии игры он относился с максимальным вниманием. Вместе с Ричем Муром, Делман сначала на бумаге, а потом и на экране, воплотили в жизнь одну из лучших игр жанра. Обмениваясь идеями, Мур и Делман много спорили для того, чтоб довести игру до идеала. Поначалу Делман хотел сделать физику движения модуля настолько реалистичной, насколько это вообще возможно, но результат был абсолютно неиграбелен. В интервью 2010 года Делман отметил - "Даже настоящие операторы лунных посадочных модулей пользуются компьютерной помощью". Так что в итоге остановились на четырёх уровнях сложности.

Lunar Lander - Стоит ли в это играть? [0010/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Atari планировали установить на автомат стандартный джойстик, но Делман хотел использовать более реалистичный контроллер, и панель управления автомата обзавелась рычагом контроля тяги, в который даже добавили резиновую вставку, чтобы у игрока создавалось впечатление, что если он будет жать сильнее - сможет добавить ещё немного. Уровней тяги же было десять, что отличало от предшественников, где их было всего два - есть она или её нет. Как отметил Мур - это дало игрокам намного больше неверных вариантов тяги на выбор.

Игра вышла в августе 1979 года через год после старта разработки. Почти через месяц после десятилетнего юбилея первой высадки человека на луну, что не позволило Atari использовать этот факт в рекламе игры.

Игра была принята тепло и неплохо окупилась. Это была первая видеоигра с векторной графикой от Atari, а также первая видеоигра, в которой изменялась перспектива. Также в разработке была версия игры для двух игроков, но было выпущено только два прототипа автоматов и кооперативная версия так и не поступила в продажу из-за оглушительного успеха Asteroids, использующих ту же аппаратную часть, и некоторые из автоматов с Lunar Lander, даже без переклейки названия игры, переделывались под Asteroids и уходили в продажу. Lunar Lander и Asteroids также стали первыми играми с запатентованным геймдизайном, за что Atari получила немалое количество критики, особенно в связи с тем, что Lunar Lander, по сути, наследник "Moonlander"

Lunar Lander - Стоит ли в это играть? [0010/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

В 2012, на 40-летие основания компании, игра вошла в список из восьми игр, вошедших в сборник браузерных игр "Atari Arcade" на сайте компании.

В том же году лауреат премии BAFTA Себ Ли-Делайл в галерее науки в Дублине выставил инсталляцию "Лунные тропы", в которой машина рисует суммарные пути, пройденные игроками в аркадной версии Lunar Lander.

Lunar Lander - Стоит ли в это играть? [0010/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Но давайте, посмотрим уже на саму игру.

На мой вкус, в векторной графике, всё же есть свой шарм. Именно благодаря ей и сейчас, спустя более чем сорок лет игра смотрится вполне себе неплохо. Да, простенько, но минималистично и довольно-таки адекватно. Ну и пиксели не режут глаза. Их режут векторные линии, да. Но не пиксели же. Опять же, к сожалению, на настоящем векторном дисплее игру я не видел, но даже на эмуляторе всё смотрится неплохо.

Lunar Lander - Стоит ли в это играть? [0010/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Цель игры - посадить лунный модуль на одну из площадок на экране. Чем меньше площадка - тем больше множитель очков. Если на площадки с множителем 1 посадить модуль относительно просто, то прилуниться на площадку с множителем 5 - уже не такая и простая задача.

Управление на оригинальном автомате реализовано с помощью кнопок направления, рычагом тяги и кнопкой "Abort". С кнопками направления всё понятно - вправо и влево. Рычаг для тяги - отличное решение. К сожалению, контроллер от Jet de Go, на котором я мог использовать похожий в своём игровом опыте я уже подарил, мне пришлось использовать обычный стик геймпада, что вполне себе позволяет понять реализацию управления, но не дает в полной мере погрузиться в атмосферу игры настоящего аркадника. Однозначно рекомендую при игре на эмуляторе использовать аналоговый стик - это очень сильно добавляет веселья в управлении кораблём. И также однозначно рекомендую использовать кнопку "Abort" - она останавливает движение модуля в горизонтальной проекции и даёт тягу вверх. То есть если вы находитесь над посадочной площадкой - сразу жмёте кнопку отмены и вам остаётся просто прилунить модуль на неё.

Для посадки недостаточно просто выровнять модуль и попасть вертикально на площадку. Необходимо также приземлиться максимально плавно. Это логично - ведь если бахнуться на платформу со всей дури - тут никакой модуль не выдержит. Можно приземлиться идеально, получив максимальное количество очков, можно приземлиться жёстко, получив меньше, а можно расколотить корабль, стоивший дохреналион денег.

Lunar Lander - Стоит ли в это играть? [0010/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

На первый взгляд игра кажется довольно-таки сложной. Околореалистичная физика, инерция в управлении и гравитация поначалу сбивают и слегка подбешивают. Но после того, как появится понимание игры и выработается алгоритм действий - подлететь по горизонтали к площадке, выжать кнопку, выровняться, доцелиться, отыграть мягкую посадку, повторить - игра становится довольно-таки скучной, на самом деле. Ну, разве что, довести свои действия до идеала и выполнять челлендж по экономии топлива и максимально количество посадок модуля и набору очков на одной монете. Но лично я не фанат таких заморочек, собственно, для меня игра закончилась примерно после часа попыток.

Играл я, конечно же, в аркадную версию игры, и рекомендую для ознакомления именно её, но, если вы не хотите заморачиваться с эмуляторами - существует и официальная браузерная версия игры.

http://moonlander.seb.ly/

Конечно, существует огромное количество портов данной игры, но почти все они имеют другие названия, и чем-нибудь, но отличаются от рассматриваемой игры.

По идее, официально существует 2 версии игры на платформах, отличных от аркадной - версии для Gameboy и компьютера Apple I.

Версию для Gameboy на эмуляторе я запустить не смог. На железной Gameboy с картриджем EZFlash игра запустилась и работает, я так и не понял, в чём проблема, и я, на самом деле, жалею об этом - игра шикарна. Во-первых, вам сначала нужно взлететь на чём-то наподобие шаттла. А также после посадки модуля необходимо, ориентируясь на звуки металлоискателя искать штуки в лунном грунте. Ну и шикарные лунные жители не могут не радовать. Рекомендую запустить и посмотреть, если удастся. Ну, или, хотя бы, посмотреть геймплей на youtube.

Lunar Lander - Стоит ли в это играть? [0010/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Версию же для Apple I мне запустить удалось. И только после запуска я вспомнил, что этот компьютер был текстовым. И сама игра тут тоже текстовая. Да и игрой это назвать сложно - просто математическая задачка, по сути. У нас есть ускорение падения, возможность жать на газ с той или иной силой для замедления падения и нам нужно с минимальной скоростью приземлиться на лунную поверхность. В принципе, вся игра сводится к построению решения, и когда оно найдено - игра пройдена окончательно и бесповоротно, ты уже знаешь порядок чисел, больше там делать нечего. Но прикоснуться к такой древней игре было довольно-таки забавно.

Lunar Lander - Стоит ли в это играть? [0010/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Уже после прохождения я вспомнил, что программу для этой самой игры в каком-то из журналов "Техника - молодёжи" или подобном, я находил для программируемого калькулятора Электроника МК-52, и в детстве мы набирали по 5 минут эту программу, и даже проходили, если мне не изменяет память. И да, пусть в моём детстве уже существовали и игровые приставки и прочие тетрисы - играть на калькуляторе и тогда было довольно-таки интересно.

Lunar Lander - Стоит ли в это играть? [0010/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Так стоит ли вообще тратить время на Lunar Lander сейчас? На самом деле, это довольно-таки сложный вопрос. Игра - на любителя. Если хочется прикоснуться к истории - то попробовать стоит. Если вы - любитель поискать решений сложных задач и исполнить их - тоже стоит. Если вам просто интересно - то можете просто посмотреть на онлайн-версию игры. Если у вас есть геймбой - то это одна из игр, которая, по моему мнению, просто обязана быть в коллекции или на флеш-картридже. Если у вас из игровых девайсов только программируемый калькулятор - то я вам сочувствую и рекомендую набить эти страшные символы на шайтан-машине.

Lunar Lander - Стоит ли в это играть? [0010/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Но давайте к делу. Игра, на самом деле, не так и плоха. Занять пять-десять минут времени - очень даже да. Я бы, наверное, рекомендовал просто держать браузерную версию игры в закладках на случай, если хочется занять пяток минут чем-нибудь простеньким. Это отличный вариант для того, чтоб отвлечься и расслабиться слегка. Оригинальная же аркадная версия интересна, но, скорее всего, даже не отобьет по впечатлениям то время, что вы можете потратить на настройку эмуляторов и управления.

Но, повторюсь, игра - хорошая, просто уже слишком простенькая, наверное, хочется большего.

Lunar Lander - Стоит ли в это играть? [0010/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Atari, Видео, YouTube, Длиннопост

Lunar Lander - это хорошая идея, продукт своего времени. Именно этой игре, я думаю, мы обязаны появлению огромного количества симуляторов и многих решений в геймдизайне будущего, но на данный момент она смотрится слишком просто. И пусть это хорошая игра, в ней не хватает чего-то, способного затянуть. Разве только посмотреть, поиграть пяток минут и забыть. Не всем играм дано стать продуктом вне времени. И Lunar Lander, по моему мнению, даже будучи отличной игрой, это не удалось. К сожалению. Но, опять же, это чисто мои мысли.


А если у вас другое мнение - то для обсуждения я порекомендую зайти в наш телеграм-канал, в котором мы делимся апдейтами о новых роликах и статьях, да и просто общаемся на разные околоигровые и не только темы.

Спасибо за внимание!

Уголок ретрогеймера

2.4K постов11.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

(Ранняя альфа-версия правил) -Да не будет создано здесь отдельных постов об играх, вышедших изначально менее 15 лет назад (возможно временная формулировка).

-Не оскорбляй других пользователей.

-Не спамь.

-Все вопросы по поиску каких-то определённых игр задавайте здесь: http://pikabu.ru/story/pomoshch_po_poisku_kakoyto_opredelyon...

-Спросить совета про то, во что поиграть можно здесь: http://pikabu.ru/story/posovetuyte_vot_kakuyu_igru_5005075