Летят в вертолете русский, американец и индус... (продолжение)

Это вторая часть рассказа о полете на воздушную разведку над охваченным гражданской войной Южным Суданом и об особенностях национального и военного менталитета представителей разных стран. Первая часть здесь.

Итак, мы летели над руслом Белого Нила из Джубы в Малакал и до поры все складывалось неплохо. Я старался вести фотосъемку, высовываясь из иллюминатора, попутно фиксируя координаты, которые отображала казенная ООНовская "тетра", а мои коллеги мирно дремали, изредка пытаясь все-таки имитировать выполнение задачи.

Летят в вертолете русский, американец и индус... (продолжение) Африка, Марабу, Бор, ООН, Наблюдатели ООН, Южный Судан, Видео, Длиннопост

На экране "Тетры" хорошо видны координаты. Желающие могут проверить, где был сделан снимок. Шлем и бронежилет принадлежат сидящему рядом морпеху. Мои - на мне )

В саванне под нами время от времени попадались мелкие деревушки, живущие в первобытно-общинном строе, не ведая, про то, что на дворе 21-й век...

Летят в вертолете русский, американец и индус... (продолжение) Африка, Марабу, Бор, ООН, Наблюдатели ООН, Южный Судан, Видео, Длиннопост
Летят в вертолете русский, американец и индус... (продолжение) Африка, Марабу, Бор, ООН, Наблюдатели ООН, Южный Судан, Видео, Длиннопост

На подлете к точке назначения - населенному пункту Малакал мы встретили нашу баржу, ради обеспечения безопасности которой все и затевалось. На фото хорошо видны боевые машины пехоты, выкрашенные в цвета ООН.

Летят в вертолете русский, американец и индус... (продолжение) Африка, Марабу, Бор, ООН, Наблюдатели ООН, Южный Судан, Видео, Длиннопост

Встретили свою баржу!

Баржу охраняло вооруженное подразделение индусов, которое чуть позднее, при первом же обстреле с берега, героически бросило судно вместе с экипажем и тяжелым вооружением и сбежало на берег под защиту своих индусских коллег...Спасать баржу, к слову, пришлось отправлять непальцев и монголов.

Монголы, кстати, оказались отличными с точки зрения военной службы парнями. Неприхотливыми, надежными, немногословными...Из тех, которым надо было только объяснить задачу. Про полет к ним в батальон в Бентиу, про их встречу комиссии из штаба и подарок нашему ганийскому генералу в лучших традициях советской армии тоже постараюсь рассказать.

А между тем, в районе населенного пункта Новый Фангак снова стали попадаться признаки цивилизации.

Летят в вертолете русский, американец и индус... (продолжение) Африка, Марабу, Бор, ООН, Наблюдатели ООН, Южный Судан, Видео, Длиннопост
Летят в вертолете русский, американец и индус... (продолжение) Африка, Марабу, Бор, ООН, Наблюдатели ООН, Южный Судан, Видео, Длиннопост

И вот, наконец, благополучное приземление в Малакале, где вертолет должен был заправится топливом, а руандийский экипаж, в соответствии с авиационными нормативами, отдохнуть и пообедать.

К сожалению, у меня не осталось фото самого города Малакал (в присутствии солдат на воюющей территории делать фото даже нам, представителям ООН, было строго запрещено. Вполне могли забрать фотоаппарат, а то и избить запросто).

Но о красоте и самобытности сего славного града можно судить по поговорке, которую сочинили про Малакал ушлые российские военные: "Вот деревня Малакал, слева - кал, и справа...кал".

Дело в том что с концепцией туалета южносуданцы познакомились совершенно недавно и не у всех цивилизационные привычки прочно укоренились в головах. Поэтому свои естественные надобности многие из этих детей природы продолжают бесхитростно справлять прямо там, где нужда застала.

Кстати, совсем недалеко от Малакала есть населенный пункт под названием Кака. И название тоже соответствует.

В Малакале нас немного задержал внезапный ливень, так что вылетели мы оттуда уже около 15.30, что вполне позволяло вовремя, до захода солнца, приземлиться на аэродроме в Джубе. Если бы не одно "но", которое и в мирной-то жизни регулярно вмешивается в наши планы, а на войне и подавно. Штаб сообщил, что по маршруту нашего следования отмечена активность повстанческих группировок, с которыми нет официальных договоренностей о беспрепятственном пропуске авиации ООН. А случаи обстрелов уже были, и рисковать людьми и техникой без особой нужды никто не хотел. Что делать? Облетать район по относительно безопасной дуге - может не хватить топлива, да и солнце клонится к закату... Возвращаться в Малакал? Слишком далеко. Единственным выходом было приземлиться на маленькой базе ООН в городке Бор (столице штата Джонглей), что и было осуществлено. И вот здесь началось самое интересное.

Пока штаб принимал решение о нашей судьбе, мы сидели в вертолете. Я, как представитель авиационной секции оперативного отдела штаба миссии, "обрадовал" своих спутников, рассказав, что, поскольку на дворе уже вечер, нас наверняка сегодня ждет запрет на вылет. А поскольку это не просто вечер, а вечер пятницы, то и в субботу (no-fly day) мы тоже не полетим домой. Полеты в воскресенье разрешены, но только для экстренных случаев вроде эвакуации раненых, к которым мы (тьфу-тьфу), пока не относимся, а значит в лучшем случае сидеть нам тут до понедельника. И ближайшие пару часов, пока не будут улажены формальности, мы снова проведем в вертолете. А раз так, то давайте, дорогие коллеги, перекусим, чем бог послал.

Я достал из рюкзака свой термос и сухой паёк, который утром заготовил для полета. Основу этого самого пайка составлял черный хлеб, который я совсем недавно привез из отпуска из России и САЛО. Большие такие хорошие куски домашнего сала с мясными прожилками, любовно переданные родственниками из Ростовской области.

Наш российский офицер, еще будучи курсантом, навсегда усваивает, что есть что-то в одиночку ("точить в одно рыло" на курсантском жаргоне), не предложив товарищам - это страшный грех. Поэтому я тут же, без задней мысли протянул коллегам по бутеру. Первым среагировал морпех Кевин. Он вытаращил глаза и спросил "это что же, pig's fat?!". "Да", - говорю, Кевин. "Свиной жир. Сало по-нашему. Энергия в чистом виде, да еще и на жаре не портится. Идеальный вариант".

Кто ж знал, что американский майор - убежденный вегетарианец...Ну да ладно. Индус и непалец осторожно и вежливо отломили по кусочку хлеба, но от сала отказались по религиозным соображениям. Ладно, думаю, ok. Мое-то дело предложить. Налил себе чаю, жую бутерброд. Смотрю, а эти воины с грустным видом крутят головами и стараются на меня не смотреть. Я спрашиваю, а вы-то мол, почему свой халяль кошерный не едите тогда, раз уж все равно других развлечений нет? И тут они выдают: "да мы, собственно, с собой ничего и не брали...". Тут уже я поперхнулся: то есть как это не брали? А они: ну мы ж одним днем летели, и после обеда уже должны были быть дома, собирались обедать в столовой...

Я реально схватился за голову. Мужики, говорю. Мы все кадровые военные. В званиях не ниже капитана. Летели на вертолете над воющей страной через самую, возможно, дикую местность на планете, и вы не взяли с собой еды хотя бы на сутки? На случай, если что-то пойдет не по плану? Они такие: ну за нами же пришлют evacuation же сейчас и вызволят отсюда?..Оставалось только тяжко вздохнуть...

Из Бора мы улетели в понедельник. Коллегам повезло. Их приютили индусы с базы, меня выручил, разместив во временно пустующем домике, знакомый русскоговорящий Василь из армии Молдовы. Все закончилось благополучно.

Но во время прощального рукопожатия в Джубе я придержал американца за руку и сказал: "Кевин, подумайте 10 раз, прежде чем решиться на настоящую войну с нами. Мы привыкли выживать. Вы - нет".

Не знаю, донес ли он эту мысль до своих сослуживцев и командования, но хочется верить, что такие случаи все же играют свою роль в принятии политических и военных решений.

Летят в вертолете русский, американец и индус... (продолжение) Африка, Марабу, Бор, ООН, Наблюдатели ООН, Южный Судан, Видео, Длиннопост

Сразу после возвращения в Джубу, спустя 3 дня после вылета. Слегка небрит, но вполне доволен )

P.S. Ну и вместо котиков - вот вам марабу, которые встретили меня в Боре. На первом видео я только собираюсь идти в штаб с целью дозвониться до главной базы и решить вопрос с эвакуацией. На втором видео я, возвращаясь из штаба, слегка расстроен, поскольку уже дозвонился и получил окончательный и бесповоротный официальный ответ о том, что раньше понедельника никуда мы не полетим )