Кладбище душевнобльных
Я оказался в вынужденной эмиграции. В этой ситуации многие заводят блог, чтобы рассказывать о своих эмоциях и делах. Я может к этому и приду, но хочу начать с чего-то другого.
Я занимался этнологией, в частности исследованием кладбищ. Впрочем продолжаю и сейчас.
В свое время я с удивлением узнал, что у больниц и тюрем Беларуси есть свои кладбища, хотя казалось бы, что это вполне логично. Но попав на место, я оказался под сильным впечатлением.
Такая тематика дает намного большее представление об истории, чем кажется. Значительную часть времени история как наука воспринималась как история элит. Был король, у него бароны, они воевали с теми и теми и погибли в таком-то году. Потом представления людей об истории расширились, стало интересно, а как 100 лет назад крестьянин готовил обед и что говорил за столом перед едой.
С кладбищами то же самое. Я знаю, какая категория людей здесь находится. Информацию о времени получить достаточно просто. А изменения памятников и захоронений с течением времени дают информацию о происходящем в стране.
Был я на кладбище трижды, поэтому на фото разное время дня.
Это Тараски - деревня в 50 км от Минска, где с 1968 сделали дом престарелых, а с 1972 года появился психоневрологический дом-интернат.
В союзе не слишком афишировалось наличие людей, у которых проблемы с головой. Тем более что у многих жильцов этого учреждения они появились в результате алкоголя. Но и отправлять своих родственников в подобные учреждения тоже считалось позором. Старались по мере сил ухаживать самостоятельно. Но если сил не оставалось...
Так что мы имеем одиноких людей, алкозависимых, социально-неблагополучных. И могилы 70х это подтверждают. 80 процентов из них разрушена, остались только холмики.
В редких случаях приезжали и ставили памятники, но это исключение. нормальных памятников из семидесятых только три. Впрочем есть и четвертый, но он обновлен лет 5-10 назад. Хорошо что вспомнили.
В 80е появляются таблички с номерами, в 90е и с фамилиями.
При этом чуствуется, что уровень свободы уже несколько иной. Есть несколько самодельных крестов - т.е. их скорее всего сделали сами пациенты для своих друзей. Или табличка, прибитая к пню дерева.
В 90х церковь вновь начинает играть значительную роль в жизни общества, и таблички с номерами заменяются на кресты. Церковь всегда стремится оказать поддержку наименее защищенным слоям населения, "юродивым". С одной стороны потому что это благое дело, а с другой они становятся искренней массовкой монастырей или их проще привязать к себе , как алкоголиков (в городских монастырях из не мало). Впрочем религия сама по себе становится более значимой, есть могила с обозначением мусульманки.
Ну и видно, что со второй половины нулевых появляется больше памятников. Люди, чьи родственники оказались здесь, помнят о них. Приезжают навещать, ставят памятники. Вообще наше общество стало чувствительнее и добрее. И хорош бы эта тенденция сохранялась.






