aviator232425

На Пикабу
поставил 30 плюсов и 7 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
8528 рейтинг 3 подписчика 0 подписок 5 постов 1 в горячем

Лучше дома, чем в подворотне

Чернуха на ночь. В одном белорусском городе была хорошая семья - папа полковник, мама главврач. И сын с дочерью. И чтобы не попали они в плохую компанию, им многое предлагали делать дома. Пиком этого всего стало потребление героина. Типа пусть дома попробуют, лучше так, чем какие то гопники за гаражами научат. Сын через какое то время от передоза умер. Мне об этом рассказывала дочка.

Хз че вспомнил об этом, видимо современные события высвобождают чернуху из памяти

Когда выполнить указание - главное

Неделю назад в белорусских интернетах пошел флэшмоб - носи маску, если против Лукашенко. Лукашенко возбудился, наехал на ментов, че это они проверяют людей на наличие масок. Обязательное ношение масок отменили (формально сохранили, но если ты кашляешь без маски на людей в метро, тебе за это ничего не будет).


Теперь убирают с улиц всю рекламу по поводу ношения масок. Вот блин, если появится флэшмоб - "ходи в штанах, если против лукашенко", то как это повлияет на ситуацию?

Мне не понравилось работать в детском садике :)

Закончил я в 2016 году универ, политологию. И настало время распределения. К тому времени мои мечты работать в Беларуси политологом встретились с реальностью и я несколько грустил по этому поводу. Так что ожидал я всякого. Но выпал мне детский садик и профессия воспитателя. Теоретически я наверно мог бы поехать в школу в деревню, но на тот момент не хотел уезжать из города. Мог бы пойти в музей, но зарплата там была на 50-100 у.е. ниже. В садике к слову я получал 200 долларов.


С детьми я через пару месяцев отношения наладил. Через полгода некоторые мальчики уговорили родителей сделать ирокез как у воспитателя. Да и занятия я проводил более менее неплохо. Конечно приходилось кричать на детей, но жизнь меня не готовила к 20и пятилетних подопечных, да и многие воспринимают только тот образ общения, который принят дома. Про свою работу могу сказать так - никто не получил травм, многие чему-то научились, детям было весело, а мне не особо.


Что нефига не весело, это то, что происходит с кадрами в этой сфере. Очевидно, что учителя и воспитатели сильно влияют на детей. Но в моем случае в садике работало несколько специалистов за 50, одна девушка 30 лет, быть воспитателем было прям ее, еще одна женщина 30 лет, работа воспитателем - абсолютно не ее и человек 7  случайных студенток-практиканток, которым надо было полгода где-то пробыть или подработать. Нехватка кадров была постоянная, готовы были брать любого человека. Особенно весело было помощниками воспитателя.


Со мной полгода проработала достаточно суровая помощник и перевелась в другую группу к своей дочке. Уволилась и вторая воспитательница, я месяц работал один по 12 часов за троих. Потом стали отправлять мне помощников.  Наняли девочку 18 лет, ей было сложно мыть посуду и полы, она уволилась через 2 месяца. Наняли женщину 40 лет - она умерла от перепоя. Появилась шестнадцатилетняя девченка, которая ходила курить траву в перерывах и скандалить со всеми подряд. Тоже два месяца продержалась.  За полгода до окончания моего распределения нашли маму близняшек, которая пришла на работу чтоб девочек взяли в садик. Для справедливости - были и прям классные помощницы в некоторых группах.


Все воспитатели, не зависимо от опыта, кроме одной крайне суровой женщины, периодически ловили нервные срывы. Количество детей сравнительно нормальное - 25 человек, ходит 20. Но в реальности невозможно дать внимание и уследить за всеми. Когда во время болезней или перед праздниками приходило 10 человек, было идеально. И психика у всех выдерживала.


Я не понимал сборы. Приходит заведующая, говорит, что приезжает планетарий, театр, хуятр, надо сдать по 5 рублей. И почти всегда шли все. Даже когда эти театры приезжали каждую неделю. Я видел как у некоторых родителей хмурились брови, там явно были проблемы с деньгами, но все равно их дети ходили, чтоб не отрываться от коллектива. А еще надо было просить на всякую хрень типа моющих средств для посуды, ковров и толчков. Но это я хоть могу понять, хоть все равно неприятно просить. А у администрации денег нет. Сдается мне, взятки там коньяком брали. (Неправда, никто в системе образования никогда не берет взятки).


Вряд ли я написал что-то новое, проблемы в сфере образования всем известны - маленькая зарплата, дохрена детей - отсюда и мало классных специалистов. Нехватка мест в школах и садиках, нет денег на необходимое и отсюда дополнительные затраты от родителей. Мне кажется стоит об этом говорить и напоминать, хотя об этом все знают. Если не говорить, то проблема и не исчезнет. Но конечно в Беларуси сейчас есть другая проблема, исчезновение которой очень многие ждут.

Показать полностью

Белорусские татары. Интеграция мигрантов и сохранение традий

Кликбейтный заголовок, ага. Но я так подумал, что сделаю еще пару постов о кладбищах для начала. Этот пост тоже о нем, ну и немного о


Татары в Беларуси давно, с 14 века и появлялись тремя путями: самая крупная доставка - князь Витовт договорился с Тахатамышем, у которого были проблемы в Золотой Орде, тот привел свое войско и получил земли и привилегии. В обязанностях было активно воевать, когда надо. В Орде вообще было неспокойно, так что второй путь - бегство и поиск защиты. Но отряды были не такими большими. Ну и третий путь - военнопленные.


Расселились татар и стали в Новогрудке (там самые знатные жили), Ивье, Смиловичах, Мяделе, много еще где в Западной части Минской и Витебской областей и в Гродненской. И тут хорошо проявилось несколько факторов, главными из которых было два - религиозная терпимость Беларуси и феодальные отношения.

Белорусские татары. Интеграция мигрантов и сохранение традий Республика Беларусь, Татары, Кладбище, История, Религия, Ислам, Фотография, Этнография, Этнология, Длиннопост

Люди как свою национальность определяли до 19 века? Никак. Спроси у француза, откуда он, тот свою деревню назовет, как немец, беларус или татарин. Ты про эту деревню не слышал никогда, он назовет ближайший большой город. А если и это не поможет, то короля своего вспомнит, а потом может и страну. Так что название страны - оно для иностранцев и прочих врагов. Другое дело - религиозные проблемы. Но тут повезло - в 15ом веке проблема была между католиками и православными, которые разных князей поддерживали. Но тогда правительство на белорусских землях договариваться умело, православных уравняли в правах с католиками, католиков с православными. А когда позже появились церковные реформаторы, магнаты со шляхтой меняли свою конфессию, тем самым протестуя против действующей власти. И без междоусобной крови обходились обычно. Ну кто в такой ситуации станет обращать внимание на мусульман, которые свою знать конечно имеют, но во власть не лезут?


Концептуально служба верховном хану Орды не слишком отличалась от службы верховном князю. После смерти Витовта, когда прошло несколько междоусобиц, татары не успели адаптироваться и не занимали ничью сторону. А в последующем их воинская сила была не значительной и сведений, что они участвовали во внутренних разборках, нет.


С религией вышло более интересно. Татары имели свободу вероисповедания, изначально жили общинами (к слову они сохранили свои общины и до сих пор). Ислам был важной частью общины, деревянные мечети 19 века стоят до сих пор. Зато появились уникальные книги - китабы. В них писали на белорусском, используя арабский алфавит

Белорусские татары. Интеграция мигрантов и сохранение традий Республика Беларусь, Татары, Кладбище, История, Религия, Ислам, Фотография, Этнография, Этнология, Длиннопост

Книги Корана на белорусском сохранились с 17о века, хотя считается, что первые появились на 100 лет раньше.  И уже по этим книгам видно, что происходило со страной. Если первые версии Корана написаны на "чистом" белорусском, то позже там появляются польские слова, которые вновь исчезают к концу 19о века.

Я попал на кладбище под Смиловичами. И там можно ощутить влияние глобализации двадцатого века и то, как важно для общины, а по сути диаспоры, которой уже 600 лет, сохранить что то свое.


Это столетняя фотография из Ивья.

Белорусские татары. Интеграция мигрантов и сохранение традий Республика Беларусь, Татары, Кладбище, История, Религия, Ислам, Фотография, Этнография, Этнология, Длиннопост

А это мои фото из Смилович

Белорусские татары. Интеграция мигрантов и сохранение традий Республика Беларусь, Татары, Кладбище, История, Религия, Ислам, Фотография, Этнография, Этнология, Длиннопост

К сожалению мой фотоархив остался в Беларуси, не могу показать эту фотографию с другого ракурса, но если присмотреться, то вверху на плите изображена звезда. Это еще старые захоронения и звезда в сочетании с полумесяцем имеет отношение к исламу. Но в 30-50х есть ряд могил красного цвета с красными звездами, очевидно что там уже религии намного меньше. Однако опять же все написано вязью.


С 60х по 70е приходит русский язык. Аутентичности становится меньше. Однако у диаспоры появляется свой историк - член КПСС, преподаватель исторического факультета Ибрагим Конопацкий, который ведет спецкурс по национально-культурному многообразию Беларуси в 70е.


И вот уже с начала 80х  появляются новые надписи, сделанные на белорусском языке, естественно со своей спецификой. В 90е их становится намного больше, где-то белорусский сохраняется до сих пор.

Белорусские татары. Интеграция мигрантов и сохранение традий Республика Беларусь, Татары, Кладбище, История, Религия, Ислам, Фотография, Этнография, Этнология, Длиннопост

И на данный момент, если судить по информации с кладбища, у белорусских татар есть два направления. Одно отходит от своей истории и религии, появляются фотографии людей на надгробьях.

Белорусские татары. Интеграция мигрантов и сохранение традий Республика Беларусь, Татары, Кладбище, История, Религия, Ислам, Фотография, Этнография, Этнология, Длиннопост

Есть и другой путь. Там полностью исчезают записи на кириллице, остается только арабская вязь и никаких картинок, не то что фотографий.


Но в Беларуси существует уникальная диаспора, которая смогла сохранить себя на протяжении столетий, у них хорошие отношения с соседями, хотя и не без конфликтов (был случай, когда жену татарина, христианку, пробовали похоронить с мужем на татарском кладбище, что повлекло за собой скандалы). При этом общность особенная и отношением к исламу. По неподтвержденной информации в свое врем приезжала делегация из Саудовской Аравии, которая хотела поддержать финансово белорусскую общину. Однако расхождения в религии оказались настолько сильными, что всякое общение было свернуто.


Кладбище выглядит ухоженным. Могилы, которым явно больше 100 лет убранные, люди стремятся поддерживать порядок, хотя камни постепенно и уходят под землю.

Белорусские татары. Интеграция мигрантов и сохранение традий Республика Беларусь, Татары, Кладбище, История, Религия, Ислам, Фотография, Этнография, Этнология, Длиннопост
Показать полностью 7

Кладбище душевнобльных

Я оказался в вынужденной эмиграции. В этой ситуации многие заводят блог, чтобы рассказывать о своих эмоциях и делах. Я может к этому и приду, но хочу начать с  чего-то другого.


Я занимался этнологией, в частности исследованием кладбищ. Впрочем продолжаю и сейчас.

В свое время я с удивлением узнал, что у больниц и тюрем Беларуси есть свои кладбища, хотя казалось бы, что это вполне логично. Но попав на место, я оказался под сильным впечатлением.


Такая тематика дает намного большее представление об истории, чем кажется. Значительную часть времени история как наука воспринималась как история элит. Был король, у него бароны, они воевали с теми и теми и погибли в таком-то году. Потом представления людей об истории расширились, стало интересно, а как 100 лет назад крестьянин готовил обед и что говорил за столом перед едой.


С кладбищами то же самое. Я знаю, какая категория людей здесь находится. Информацию о времени получить достаточно просто. А изменения памятников и захоронений с течением времени дают информацию о происходящем в стране.


Был я на кладбище трижды, поэтому на фото разное время дня.

Кладбище душевнобльных Кладбище, Республика Беларусь, Фотография, Этнография, Этнология, История, Длиннопост

Это Тараски - деревня в 50 км от Минска, где с 1968 сделали дом престарелых, а с 1972 года появился психоневрологический дом-интернат.


В союзе не слишком афишировалось наличие людей, у которых проблемы с головой. Тем более что у многих жильцов этого учреждения они появились в результате алкоголя. Но и отправлять своих родственников в подобные учреждения тоже считалось позором. Старались по мере сил ухаживать самостоятельно. Но если сил не оставалось...


Так что мы имеем одиноких людей, алкозависимых, социально-неблагополучных. И могилы 70х это подтверждают. 80 процентов из них разрушена, остались только холмики.

Кладбище душевнобльных Кладбище, Республика Беларусь, Фотография, Этнография, Этнология, История, Длиннопост

В редких случаях приезжали и ставили памятники, но это исключение. нормальных памятников из семидесятых только три. Впрочем есть и четвертый, но он обновлен лет 5-10 назад. Хорошо что вспомнили.


В 80е появляются таблички с номерами, в 90е и с фамилиями.

Кладбище душевнобльных Кладбище, Республика Беларусь, Фотография, Этнография, Этнология, История, Длиннопост

При этом чуствуется, что уровень свободы уже несколько иной.  Есть несколько самодельных крестов - т.е. их скорее всего сделали сами пациенты для своих друзей. Или табличка, прибитая к пню дерева.

Кладбище душевнобльных Кладбище, Республика Беларусь, Фотография, Этнография, Этнология, История, Длиннопост
Кладбище душевнобльных Кладбище, Республика Беларусь, Фотография, Этнография, Этнология, История, Длиннопост

В 90х церковь вновь начинает играть значительную роль в жизни общества, и таблички с номерами заменяются на кресты. Церковь всегда стремится оказать поддержку наименее защищенным слоям населения, "юродивым". С одной стороны потому что это благое дело, а с другой они становятся искренней массовкой монастырей или их проще привязать к себе , как алкоголиков (в городских монастырях из не мало). Впрочем религия сама по себе становится более значимой, есть могила с обозначением мусульманки.

Кладбище душевнобльных Кладбище, Республика Беларусь, Фотография, Этнография, Этнология, История, Длиннопост

Ну и видно, что со второй половины нулевых появляется больше памятников. Люди, чьи родственники оказались здесь, помнят о них. Приезжают навещать, ставят памятники. Вообще наше общество стало чувствительнее и добрее. И хорош бы эта тенденция сохранялась.

Кладбище душевнобльных Кладбище, Республика Беларусь, Фотография, Этнография, Этнология, История, Длиннопост
Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!