Хороший маркетинг #1
На пикабу много постов о тупой рекламе, а маркетологов часто выставляют бесполезными идиотами, которые только жрут ресурсы компании на всякие безумные идеи и бесполезные исследования. Или же наоборот, маркетологов представляют дьяволами во плоти, которым только дай кого-нибудь наебать.
На самом деле, есть хороший и правильный маркетинг, который помогает зарабатывать миллионы. Он гораздо шире, чем просто реклама. Хотелось бы написать несколько постов с примерами такого маркетинга.
Начнем, пожалуй, с вывода кофе от Nestle на рынок Японии. Основная проблема заключалась в том, что до 70-х годов японцы кофе практически не пили. Особенно растворимый. Ну не было у них этой американской традиции начинать день с чашечки бодрящего напитка. Конечно, сам кофе появился в стране гораздо раньше, но у японцев практически отсутствовала с ним какая-либо эмоциональная связь. Они предпочитали чай. В таких условиях, выход на рынок с продуктом, который безразличен подавляющему большинству был бы полным провалом.
Оценив ситуацию, маркетологи Nestle решили отказаться от идеи напрямую продавать, никому не нужный в стране чая, растворимый кофе и разыграли следующую многоходовочку: они вывели на японский рынок детские десерты со вкусом кофе, но без кофеина. Маленьким японцам понравилось — их первый опыт с кофе оказался позитивным и стал первым шагом по созданию нового элемента в японской культуре. Маркетологи Nestle буквально «вырастили» своих потребителей, тем самым открыв себе дорогу на японский рынок. Гениально.
P.S. Кто-то скажет, что популярность к кофе в Японии пришла в результате экономического бума 70-80-х годов, когда в стране появились первые сетевые кофейни, формат «кофе-с-собой» и прочие атрибуты «жизни на бегу», а вовсе не благодаря Nestle. Так и есть, привычка пить кофе появилась у японцев в основном благодаря этим причинам, однако, ход Nestle позволил им влезть на довольно закрытый и традиционный рынок Японии и в дальнейшем отхватить свою часть кофейного пирога в несколько миллиардов долларов. Выросшие на тех десертах японцы воспринимают Nestle если не как «своих», то как минимум как «хороших знакомых», что вызывает определенную степень доверия. Для сравнения, американский Старбакс смог полноценно зайти в Японию лишь в конце 90-х, при этом даже сейчас у традиционной японской сети «Doutor» точек по стране больше, чем у Старбакса.
P.P.S. Если кого заинтересовала тема маркетинга с учетом культурных особенностей — советую почитать книгу «Культурный код» Клотера Рапая (он собственно и проводил исследования для Nestle в Японии 70-х годов).