Кевин Шорт. ЛЬСТЯ ГОРНОЙ БОГИНЕ

Кевин Шорт. ЛЬСТЯ ГОРНОЙ БОГИНЕ Япония, История (наука), Культура, Фольклор, Религия, Традиции, Длиннопост

Фото 1. Святилище Яма-но ками.

Перед вами небольшая статья натуралиста и профессора культурной антропологии Кевина Шорта, посвящённая интересному классу японских божеств, называемых просто — «божество гор» (яма-но ками, 山の神). Это достаточно сложные комплексные божества, не только оберегающие горы и покровительствующие «пограничным людям» (таким как охотники и лесорубы), но и совершающие регулярные сезонные миграции с гор на рисовые поля, где из «божества гор» они становятся «божеством полей» (та-но ками, 田の神). В этой ипостаси они также тесно связаны с божествами путей и границ — до:содзин (道祖神), поскольку охраняли межи и само пространство поля. С наступлением осени, когда с полей убирали урожай, та-но ками снова уходили в горы, становясь яма-но ками и занимаясь уже совсем другими делами.

Хотелось бы также отметить, что хотя в статье яма-но ками считается женщиной, пол горных божеств варьируется от местности к местности. Иногда это богиня, нередко — бог. Норико Ц. Рейдер в своей книге высказывает, например, такое интересное замечание:

Согласно распространённому в сельских местностях верованию, горное божество считается богиней, которая каждый год рождает двенадцать детей. Поэтому её называют Госпожа Двенадцать (Дзю:ни-сама), а её дети символизируют двенадцать месяцев в году. Согласно О:сима Татэхико, горное божество, вероятно, изначально было мужчиной. Женщина в этой истории подчинена божеству, чтобы служить ему и родить божественных детей. Следовательно, по ассоциации она стала почитаться как богиня.
© цит. по «Знакомство с японскими демонами. О́ни с древних времён до наших дней», Норико Ц. Рейдер — 2010.

То есть в местных представлениях жрица-супруга горного божества со временем занимает его место и сама почитается как яма-но ками.

=====

Выживание человека — извечный вопрос лести Горной богине

Одна из любимых моих тем японского фольклора — Горная богиня и рыба-дьявол. Эта история широко известна на юге Кюсю, но схожие версии есть и в других районах страны. Горная богиня или Яма-но ками — сходная с богиней Дианой владычица земель, чьи люди живут охотой на дикого кабана и чёрного медведя, рубкой деревьев или сбором растений. Те, кто трудятся в горах, почитают Яма-но ками как высшую жизненную силу, одушевляющую леса, растения и животных, которые там обитают.

Замечательный автор рассказов и фольклорист Муку Хатодзю однажды сопровождал исконного охотника на диких кабанов вглубь гор вдоль границы префектур Кагосима и Миядзаки. «Дикие кабаны, на которых мы охотимся, нам не принадлежат, — объяснял старый охотник. — Они принадлежат Горной богине. Когда мы отправляемся ловить кабана, мы смиренно просим богиню уделить нам часть её щедрот».

Кевин Шорт. ЛЬСТЯ ГОРНОЙ БОГИНЕ Япония, История (наука), Культура, Фольклор, Религия, Традиции, Длиннопост

Фото 2. Памятный знак на месте святилища Яма-но ками в префектуре Иватэ.

Но правление горами и лесными существами не единственная задача Горной богини. Ранней весной, когда рисовые поля готовы к посеву, она превращается в Та-но ками или богиню риса. Богиня покидает горы и поселяется на земляных насыпях между рисовыми полями. Здесь она остаётся присматривать за драгоценным урожаем риса, пока его сбор не завершится ранней осенью. Затем она возвращается в свои горные владения.

Чтобы поприветствовать богиню на рисовых полях весной и проводить её обратно в горы осенью, селяне-рисоводы обычно устраивают праздники, включающие музыку, танцы, а иногда и театральные представления. Горная богиня — народная супергероиня, благословляющая жизнь и пропитание как рисоводов, так и охотников-горцев.

В Японии, благодаря местных ками за милость или прося у них благословения, принято подносить им еду, напитки и всячески развлекать. Большинство ками предпочитают красивую рыбу, например, красного морского карася (тай). Однако Горная богиня требует более деликатного обращения.

Несмотря на своё добросердечие и сочувствие к людям, она подвержена приступам почти маниакальной депрессии, во время которых и в горах, и на рисовых полях начинает нарушаться естественный порядок вещей.

Особенно Горная богиня расстраивается из-за своей внешности. Она, если хотите, несколько курьёзно выглядит. Если ей подарить морского карася, она только ещё больше опечалится, потому что красивая рыба будет резко контрастировать с её собственным своеобразием. Единственный способ вывести Богиню из состояния хандры — вручить рыбу, которая заставит её почувствовать себя симпатичнее. Подходящая рыба должна выглядеть ещё более странно, чем Богиня.

Рыба, избранная для этой почётной роли, называется они-окодзэ или, по-английски, рыба-дьявол (а по-русски, скорпена, рыба-камень или бородавчатка). Они-окодзэ — одна из примерно дюжины очень похожих на вид рыб рода Inimicus, обитающих в тёплых тропических и субтропических водах Индо-Тихоокеанского региона. Все они — засадные хищники. Маскируясь, эти рыбы лежат на дне океана, пока поблизости не проплывёт рыба поменьше, а затем с невероятной скоростью устремляются вверх. Добыча точно пылесосом засасывается в широкий рот и глотается целиком, ещё до того, как осознает, что произошло!

Они-окодзэ действительно очень странная с виду рыба! Тяжёлое тело устроено так, чтобы неподвижно лежать на океанском дне или в паре дюймов над ним. Огромные выпученные глаза расположены на макушке, а широкий рот открывается почти вертикально вверх. С челюстей и морды свисают кусочки кожи, похожие на обрывки водорослей, прикреплённых к камню. Два нижних луча грудных плавников могут свободно двигаться и применяются в качестве похожих на ходули опор, чтобы «шагать» по морскому дну.

Кевин Шорт. ЛЬСТЯ ГОРНОЙ БОГИНЕ Япония, История (наука), Культура, Фольклор, Религия, Традиции, Длиннопост

Фото 3. Рыба-камень.

Для защиты рыбы-дьяволы вооружены рядом длинных, твёрдых и острых шипов вдоль спины. Эти шипы могут направляться прямо вверх и отравлены сильным ядом, который содержится в мешочках у их основания.

Пловцы и ныряльщики иногда случайно наступают на они-окодзэ или прикасаются к ним. Симптомы отравления варьируются от мучительной боли и сильного отека с покраснением кожи до частичного паралича и даже затрудненного дыхания и возможной сердечной недостаточности.

В Японии они-окодзэ обитают у берега и на глубине около 200 метров, вплоть до префектур Ниигата и Тиба на севере. Эта рыба считается вкусной, и в некоторых районах её даже выращивают в садках.

Изображения Яма-но ками редки, но каменные статуи Та-но ками встречаются по всей сельской местности восточной части префектуры Кагосима и южной части префектуры Миядзаки, где есть рисовые поля. Потрясающий шанс увидеть четырёх из них в Токио — перед небольшим святилищем Суйтэнгу в парке Икэбукуро Экимаэ, всего в нескольких минутах ходьбы к северо-востоку от станции Икэбукуро.

Та-но ками обычно держат черпак и чашку со сваренным на пару рисом. Они носят необычные капюшоны или шляпы, которые на самом деле часть искусного обмана. При взгляде сзади капюшон или шляпа превращаются в головку классического фаллического символа. Воплощённое в камнях желание — пусть изобилие и плодородие будет не только на рисовых полях, но и в домах селян.

Кевин Шорт. ЛЬСТЯ ГОРНОЙ БОГИНЕ Япония, История (наука), Культура, Фольклор, Религия, Традиции, Длиннопост

Фото 4. Некоторые фигурки та-но ками из разных областей Японии.

© источник: Man’s survival is an age-old matter of flattering the Mountain Goddess by Kevin Short, 2014
© перевод с английского — Алкэ Моринэко, 2023

Япония

2.7K поста11.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

- Уважайте других пользователей и себя

- Запрещено разжигание межнациональной розни

Чтобы оставить комментарий, необходимо или