Как работник общепита в прокуратуру ходил 2
Три года работал я в ресторане одного известного ресторанного холдинга (традиционно, чтобы не спалиться назовём его ГовноПрожект) в славном городе С*, но в один прекрасный день неуработал и меня уволили c формулировкой, что я "неправильно продавал кашу", причём так уволили, что даже выгнали домой со смены. Получилось так, что больше тридцати месяцев я работал нормально, и тут в один день что-то пошло не так... Был оскорблён в своих лучших чувствах, увольнение посчитал незаконным, основание для него идиотическим, поэтому прибыл в трудовую инспекцию города С*, для подачи жалобы на работодателя с целью проверки законности его действий и последующим восстановлением на работе. Начало истории лежит здесь Как работник общепита в прокуратуру ходил
Отметим, что трудовая инспекция нашего города имеет только один филиал, где можно жаловаться очно, поэтому чтобы подать заявление на работодателя, люди должны стоять в очереди по 3-4 часа, видимо, чтобы привыкали к безысходности и несправедливости этого мира. Пока стоял в очереди узнал про плохой ритейл, плохие ИП, плохой завод металлоконструкций, на который нельзя вернуться с больничного, потому что пока ты болел тебя уже уволили, рассказал всем за за плохие рестораны и сформулировал, что "Г* - это полное г*!!" В трудовой инспекции на доске почёта висели образцы заявлений, поэтому до встречи с инспектором я как раз и успел написать заявление. Вот подошла моя очередь. Стою рассказываю инспектору о нарушении моих трудовых прав, и вот тут и всплыла очень интересная деталь, что "прежде чем незаконно с работы уволить меня "забыли" туда официально трудоустроить!" Поcколько ситуация с этого места становится всё интереснее и интереснее, начнём рассказывать поподробнее...
Вот само заявление:
Сначала разберёмся, что может нарушить работодатель, какие к нему могут быть претензии со стороны работников, потребителей и компетентных органов, и как правильно воровать деньги в мелком и среднем бизнесе на примере ресторанного бизнеса. Например, для обеспечения деятельности ресторана нужно набрать 20 работников зала (официантов), сейчас разберём службу зала ресторана, на официантах будет виднее всего, несмотря на то, что другие службы тоже не отстают. Сначала HR-менеджеры публикуют объявление о работе. Из уважения к менеджерам персоналу, помогу им написать правильный текст объявления на вакансию официанта: "Требуется официант с зарплатой 9 000 рублей и премией, которую мы можем ему совсем не платить, а также будем постоянно уменьшать её размер различными штрафами, и чаевыми, которые никто не должен ему оставлять, бесплатные генуборки, инвентаризации и переработки, вероятность официального оформления 15%!" Вы уже отправляете резюме на эту работу мечты?? Действительно, с таким объявлением о работе сложно нанять каких-нибудь работников, дураков-то совсем нет, на таких условиях работать, поэтому объявление принимает привычные нам очертания: "В лучший ресторан требуются лучшие официанты, зарплата 45 000 рублей на руки!" Так лучше звучит, но совершенно не соответствует действительности.
Сразу в объявлении отметим и разберём это словосочетание "на руки". Если бы там стояла просто "зарплата 45 000 рублей", то чтобы получить сумму денег работнику "на руки" мы должны были бы умножить 45 000 рублей на 0,87 45 000 * 0,87 = 39 150 рублей, а так чтобы получить "грязную" зарплату работника нам нужно 45 000 рублей разделить на 0,87, чтобы работнику на руки выдать 45 000 рублей и заплатить за него НДФЛ 45 000 / 0,87 = 51 724 рубля. НДФЛ - это налог, который платит работник со своей ЗП, но поскольку никакого доверия у государства к работающим гражданам нет, то за работника этот налог платит работодатель, не со своих денег, а как налоговый агент. Это маленькое словосочетание "на руки" в объявлении будет стоить работодателю по 6 724 рублей в месяц с работника.
Так же за месяц работодатель обязан за работника заплатить взносы: 22% в Пенсионный Фонд Российской Федерации 51 724 рубля * 0,22 = 11 379 рублей, 2,9% в Фонд Социального Страхования Российской Федерации 51 724 рубля * 0,029 = 1500 рублей и 5,1 % Фонд Обязательного Медицинского Страхования 51 724 рубля * 0,029 = 2 638 рублей. Итого получается НДФЛ (6 724 рубля) + ПФР (11 379 рублей) + ФСС (1500 рублей) + ФФОМС (2 638 рублей) = 22 242 рубля налогов и взносов необходимо заплатить в месяц за одного работника, если выдавать ему 45 000 рублей зарплаты "на руки!" Соответственно за 20 нанятых человек работодателю придётся в качестве налогов и взносов выложить 22 242 рубля * 20 = 444 820 рублей, нет, ну это никуда не годится, а там в ресторане ещё и другие службы есть!..
Самоочевидно, что платить почти полмиллиона рублей за каждые двадцать официально и по всем правилам оформленных работников "государственным дядям" никакой охоты у работодателя нет, поэтому он начинает всячески занижать базу для своего налогообложения. На каждом предприятии есть документ с названием "штатное расписание", из него видно сколько работников должно работать на предприятии, их зарплаты и суммы налогов и отчислений за них же, иногда этот документ даже возят показывать в налоговую или суд (кто же работников считать будет??). При его составлении смотрим, какая у нас там минимальная ставка оплаты труда по региону (18 000 рублей в С*) и на неё оформляем, нет, не всех 20 работников, а, например, трёх. Итого получается 18 000 рублей * 0,43 * 3 + (0 рублей * 17) = 7 740 рублей * 3 + 0 рублей * 17 = 23 220 рублей (поскольку 17 человек из 20 работают неофициально, то платить за них налогов и взносов нужно 0 от 0, и ещё есть вариант не 3, а 6 человек оформить, но на полставки - 9 000 рублей). Вот это успех - мы смогли сократить обязательные выплаты больше чем в 10(!) раз. Если у вас в городе несколько десятков ресторанов и несколько тысяч фактически работающих сотрудников, то экономия очевидна! Дальше мы вот эту минималочку начисляем на корпоративные пластиковые карты компании, а всё то что осталось, а части работников совсем всё раздаём в "конвертах" в виде "премии", а чтобы сократить фонд ЗП, облагаем работников разными штрафами, а когда штрафуем их, то есть списываем деньги себе в плюс, то говорим, что это "депримирование", а премию работникам платить работодатель итак не должен. По-моему, сейчас я только что описал состав преступления по статье 199 УК РФ (неуплата налогов), юристы приглашаются для обсуждения...
С "чаевыми" всё ещё смешнее! Особо их и так никто не оставляет... Однако, работодатель работнику говорит, что "у тебя такая маленькая зарплата, потому что тебе оставляют чаевые", а клиентам говорит прямо противоположное, что "чаевые можете не оставлять, потому что официантам зарплату платят!" Дальше стороны этого спровоцированного конфликта не догадываются о том, что претензии нужно предъявлять именно ушлому ресторатору, который создал эту ситуацию, то есть работнику нужно предъявить претензии, что "какого хрена у меня маленькая зарплата, совсем не та, что мне обещали при трудоустройстве," а посетителю соответственно "какого хрена я должен два раза платить за одно и тоже, можете в меню конечные цены указать, чтобы я понимал," зато минуя бизнесмена, работники и клиенты постоянно предъявляют претензии друг другу в жадности и тупости.
Отсюда понятны, например, и скидки за оплату счетов наличными, потому что все операции по картам фиксируются в налоговой (тут тоже есть пара интересных ноу-хау, но тому, кто придумал "on-line регистрацию сделок" нужно поставить памятник при жизни), а наличные можно избегая лишние фискальные регистрации и прочие формальности сразу переложить сразу себе в сейф, а когда там накопится достаточно, то наполнять конверты и раздавать серые зарплаты сотрудникам.
Когда рестораторы плачут и жалуются, чтобы их освободили от налогов и сборов, то вспоминаем, что они просят освободить их от вот этих, уже в десять раз уменьшенных ими самими выплат...
Как это всё работает на местности:
Вот "штатное расписание" из которого следует, что на триста посадочных мест в ресторане приходится три официанта, общепит - очень сложная работа:
Пожалуй, по остальным позициям тоже очень интересные зарплаты, где вы видели в С* генерального директора с зарплатой 30 000 рублей или менеджеров с зарплатами 17 000 рублей??
А вот отчёт по продажам, продажи официантов надо посчитать точнее, чем количество самих работников и вместо трёх официальных сразу полезло 15 фактически работающих официантов:
Или вот расписание, не которое "штатное расписание", бедностью предприятия компетентные органы пугать, а по которому официанты на самом деле на работу ходят, обратите внимание, что 2/2 на работу ходят только стажёры, а практически всем остальным приходится работать 5/2 по 12+ часов, потому что даже 18 официантов маловато для ресторана таких размеров:
Вот легендарный "конверт" с чёрной ЗП, чего-то она в нём не дотягивает до обещанных сумм в 45 000 рублей в месяц.
Помню в городе была социальная реклама "cообщите о зарплате в конверте!"
Надо будет им ссылку кинуть...
А вот и мотиватор/уменьшитель зарплаты, лист который делает конверты работников тоньше, а зарплаты меньше, эта бумага открывает большие возможности для экономии зарплатного фонда работодателя, то есть буквально шаг влево, шаг в право и деньги остаются в бизнесе, а придумать и придраться можно практически к чему угодно, у менеджеров даже план по штрафам персонала на каждую смену есть и бонусы за его выполнение.
Возвращаемся. За два дня я обошёл трудовую инспекцию, а так же прокуратуру и налоговую инспекцию Невского района, и во всех этих инстанциях изложил всё вышеописанное в письменной и устной форме. Все инстанции пообещали разобраться в кратчайшие сроки...
Прокуратура работала все 30 дней не покладая ручек и ножек, в конце решила, что это не их дело и переслала заявление в трудовую инспекцию. Налоговая чего-то там проверяла больше двух месяцев, но даже с проверкой на предприятие не подъехала, а вызвала управляющую для дачи объяснений к себе. Управляющая, не будь дура, сказала, что такие претензии слышит первый раз, а заявителя не знает (амнезия у неё, наверное). Инспектора, вместо того, чтобы подъехать и хотя бы посчитать сотрудников на месте до 20, решили, что "на нет, и суда нет", погрозили ей пальчиком и отпустили с миром, после слушаний, на которые меня, правда, тоже приглашали, но Почта России это письмо прислала как раз на следующий день после того как они закончились... А трудовая инспекция, получив дополнительное мотивационное письмо из прокуратуры, решила как следует разобраться в сложившейся ситуации и пошла своим путём! Дальнейшие приключения с трудовой инспекцией и Гульнарой Мертворождённой (это управляющая ресторана - так её работники между собой на работе называют) разберём в следующем выпуске...
Грустный мишка ждёт восстановления на работу...
Спасибо за внимание!
to be continued...
Лига Юристов
35.2K пост38.6K подписчиков
Правила сообщества
1. Действуют общие правила Пикабу.
2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:
- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;
- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;
- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.
3. Размещение ссылок на свои социальные сети в сообществе разрешено только в профиле. Размещение ссылок на свои социальные сети (телеграм-канал, дзен, инстаграм, вк и прочие) в посте расценивается как реклама. Такие посты будут выноситься из Лиги юристов, автор поста предупреждается о нарушении, и, при повторном нарушении - получать бан в сообществе.