Как платили за проезд в СССР и в 90-е
ЛиАЗ-667, автобус производства Ликинского автобусного завода. Выпускался с 1967 по 2000 год. И все нормальные люди в детстве на нем ездили. ЛиАЗ 667М, это не просто автобус — это машина времени.
Про зайцев..
Первая бескондукторная система появилась в 1958 году в СССР, когда начался постепенный отказ от кондукторов и замена их кассами. В годы развитого социализма, который, по мнению идеологии, медленно, но верно двигался к коммунизму, считалось, что честность – лучший контролер. В кассу пассажир закладывал монету номиналом 3 копейки для трамвая, 4 – для троллейбуса и 5 – для автобуса, и отрывал билет.
Деньги ссыпались в специальный мешок, откуда доставались в парке, на кольце. Контроля за тем, какую монету человек кинул в автомат не было, так что технику легко было обмануть. А самые ловкие и изобретательные пассажиры до сих пор убеждают знакомых, что привязывали к монете нитку и после выдачи билета вытягивали её обратно. Кроме того, после оплаты можно было открутить от мотка сколько угодно билетов. Правда, была вероятность после этого попасться на глаза какой-нибудь сознательной гражданке и быть пойманным с поличным.
На линии работали контролеры. При неоплаченном проезде прямо на месте взымали штраф. Если же на пути контроля попадался упрямый гражданин, отказывающийся оплатить положенное, его отводили в отделение милиции. К сожалению, контролеры с каждым годом появлялись в салонах транспорта все реже и реже, так что «зайцев» на маршрутах каталось немало.
Вообще, такая система должна была развивать сознательность советских людей и контроль за исполнением правил со стороны общества. Поэтому автоматы ставили так, чтобы их было видно со всех сторон, а верх у них делали из прозрачного материала, чтобы всем было видно: в автомат упала монетка правильного номинала.
В 70-е годы параллельно с кассами появляются компостеры. Принцип их действия был такой: пассажир у водителя или в многочисленных киосках Союзпечати покупал ленту или книжечку билетов на 10 поездок, а во время поездки отрывал один из них и пробивал на компостере. Каждый автомат выбивал разную комбинацию дырочек, так что зашедший в вагон контролер пробивал для наглядного примера свой билет, а затем сравнивал положение и количество отверстий на билетах всех пассажиров.
Но, несмотря ни на какие способы контроля, сразу после введения бескондукторной системы, выручка от продажи билетов резко снизилась. Кроме того, стало ясно, что идеи коммунизма и бесплатного проезда отжили своё, трамвайные и троллейбусные парки снова стали мыслить экономическими понятиями, предприятиям необходимо было вливаться в рыночную систему.
В конце 80-х годов в стране полностью отказались от касс, а компостеры просуществовали до середины 90-х годов. В 1998 году на линию стали возвращаться кондукторы, и доходы предприятий городского пассажирского транспорта возросли.
Как экономили на проезде в 90-е.
Как пользоваться компостером для билетов?
Имея при себе ранее приобретенный на остановке или у водителя билет, вы опускали его в компостер, по принципу дырокола, нажимали рычаг и билет пробивался или «компостировался». На нем отпечатывались какие-то цифры, или это был номер маршрута, или, может, особые обозначения именно для этого автобуса, троллейбуса или трамвая.
Когда заходил контролер, он «компостировал» себе на пробу бумажку и потом проверял билеты у всех пассажиров в салоне — сличал соответствие дырок. Работали контролеры по двое, сбежать безбилетникам, проигнорировавшим компостеры для билетов, удавалось только в среднюю дверь.
Рисковали граждане проехать по старому, продырявленному, например в другом автобусе билету, но если проверят - он скорее всего не совпадет с нужными отверстиями данного компостера в автобусе. Тогда штраф и позор. Можно было сделать вид, что ищешь другой билет по карманам, дескать перепутал, все-равно штраф выкатят.
Для того, чтобы не платить каждый раз за проезд, ибо он постоянно дорожал в 90-е,и не попасться контролеру, люди изобрели следующий способ. Пассажир заходил в автобус, компостировал талон.Далее бралась записная книжка, в ней на чистом листке записывался гос номер автобуса и в эту страницу вкладывался билет. После окончания поездки, это билет хранился в записной книжке и доставался только тогда, когда приходилось садиться в этот же автобус. Если приходил автобус с другим гос номером, то так же пробивался компостером билет и так же вкладывался в записную книжку , на страницу с другим гос номером. Вот у меня в записной книжке было около 30-ти билетов с 30-ти разных автобусов, с тех автобусов , на которых я постоянно ездил на работу и обратно.
Зато если заходил контролер, я предъявлял билет, который вполне мог быть пробит полгода назад! Ведь компостеры в автобусах не меняли-) И меня никто не штрафовал, так как рисунок на билете соответствовал рисунку пробитой бумажки контролера. И месячный проездной не надо было покупать...
В разных видах и с разным успехом старая, имеющая множество недостатков, бескондукторная система просуществовала в нашей стране больше тридцати лет.
Пост склеен из двух источников
http://back-in-ussr.com/2014/08/pochemu-ya-v-detstve-lyubil-...
http://trueadviser.livejournal.com/154450.html?page=2
БМ ругался на картинки.