79

Как держать розгу. Второй пост в помощь молодому учителю


Могу похвастаться тем, что на уроках у меня обычно прекрасная дисциплина. Ученики заняты делом, конспекты ведут аккуратно, меня слушают внимательно и вообще. Не без эксцессов, но лучше, чем в среднем по больнице. При этом, делаю я это, скорее, на рефлексах. Но по просьбам коллег я отрефлексировал свой опыт и решил им поделиться, собрав все это в несколько советов. Советы по наведению порядка и поддержанию дисциплины идут не по порядку, а по ходу вспоминания и продумывания.

Итак, первое. Никаких риторических вопросов классу. Не стоит патетически вопрошать расшалившихся учеников о том, в своем ли они уме, где их совесть, не забыли ли они голову дома и понимают ли они, куда они пришли. Это не работает. Ребята видят, что учитель зол и скоро сорвется. А раз зол, значит слаб. А раз слаб, значит стоит набрать обороты, посмотрим, что он (учитель будет делать). Бить не будет, а остальное не страшно. Кроме того, учитель, задавая вопрос классу, ставит себя в оппозицию именно классу. А это коллективная сила, противостоящая одинокому человеку у доски.

Отсюда следует, что все вопросы должны быть адресными. То есть обращать их стоит к Васе и Маше, а не к абстрактному восьмому «Б», с которым они, по большому счету, себя не ассоциируют.

При этом, нужно понимать момент. Если штормом только запахло в воздухе, то обращаться стоит именно к заводилам. А если он уже бушует, то к тем, кто проходит по статье отличники и паиньки. Они быстрее отреагируют на слова учителя и показав остальным пример послушания, приведут в рабочее состояние всех. Можно сказать метафорически: если бунт на горизонте, катим каток репрессий с последних парт к первым. А если Менделеев уже вздернут на фонарь, то действуем наоборот.

Второе. Вопросов лучше вообще не задавать и не пускаться в длинные проповеди. Лучше говорить коротко, адресно и предельно конкретно: «Миша, сядь!» Важно также говорить, что требуется сделать, а не запрещать что-то делать. Фраза «Сядь на место!» работает гораздо лучше, чем фраза «Не слоняйся по классу!». При этом, чем спокойнее голос, тем вернее результат. И не только голос. Тут работают пять вещей: мягкий, но настойчивый голос, добрый взгляд (с легкой укоризной), произнесение имени ученика, четко озвученная просьба и поза учителя. Поза непримиримого борца за справедливость, со скрещенными руками и вздернутым подбородком вообще не работает. Но спокойный жест рукой, направленной открытой ладонью к ученику, работает прекрасно. Только реально спокойный и располагающий.

Один из моих учителей как-то мне сказал примерно следующее: «Твой жест перед бушующим классом должен быть подобен мановению руки Господа, когда Он успокаивал бурю на Генисаретском море, спокойным, властным и любящим». Вот, теперь я адресую его слова всем.

Школьник должен понимать, что вы не раздражены на него, что у вас и в мыслях нет, что кто-то (особенно Вася, с которым у вас прекрасные отношения, просто сейчас он немного разболтался) способен сорвать ваш урок. Вы просто несколько удивлены и самую малость озадачены, но спокойны и доброжелательны.

Третье, а может быть, что уже и четвертое. Юмор. Пошутить гораздо лучше, чем прочитать нотацию. И вполне можно завернуть свою критику в шутку. Например, так: «Миша, ты будешь продолжать ходить по классу как ветеран броуновского движения или все же заслужишь медаль за взятие себя в руки». Это и необидно и действенно. Тут главное, не перестараться с юмором и ненароком не обидеть. Помните, это дети и подростки, они же до ужаса бояться быть смешными в глазах сверстников. Высмеяв ребенка перед одноклассниками, вы, конечно, заставите его замолчать, но вот желания работать ему это не прибавит.

Пятое. Чувство момента. Если класс приходит на урок диким, то пока они рассаживаются, можно начать рассказывать анекдот или интересный случай тем, кто уже успел занять место. Увидев, что учитель травит байку, все моментально сядут и умолкнут. В конце все посмеются конечно же, но это будет такой настоящий финал перемены. Или так, вы видите, что дети приходят возбужденными и резвыми. Это отлично. Быстро вставайте, начинайте писать на доске тему и чертить схему, говорите, что тут куча интересного, а времени мало, по это причине, все нужно делать быстро и качественно. Обратите их возбуждение себе на пользу, задайте ему учебный вектор.

Туда же. Если вы видите, что класс устал и через пять минут все потекут, то дайте всем отдохнуть уже сейчас. Пусть это будет ваше решение и воля, а не их произвол.

Вот. Для одного раза, полагаю, достаточно.

Лига Педагогов

2.2K постов6K подписчика

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;