Ирландский гейс | Как не сделать героя имбой?

В стародавние времена, когда Ирландия, Уэльс и Шотландия еще не познали прелести цивилизации, местные жители сочиняли легенды. Великие герои прошлого и древние короли шли защищать родную землю от разных мифических тварей, невообразимых в своем уродстве - великанов, англичан и своих соседей.

Однако древним жителям Британии не был чужд реализм. А потому у них был специальный прием, не позволявший избранному герою стать бесконечной имбой. Назывался он "geas", а по нашему - гейс - "завет".

Смысл его заключался в подчинении великого мужа определенным условиям. Выполнение этих условий делало того сильным, а также автоматически даровало герою квадратную челюгу. Однако нарушение этого завета-табу несло за собой кару. Обычно наказанием была смерть. В исключительный случаях - тоже смерть.

Ирландский гейс | Как не сделать героя имбой? Средневековье, Культура, Ирландия, Мифы, Легенда, Герои, Длиннопост

Кухулин, сын Луга и Дехтине. Не мог есть мясо собак и не мог отказаться от еды, предложенной женщиной.

Довольно часто гейс налагался на мужчину женщиной - его матерью или будущей женой. Так было с королём Коннахта Айлилом мак Мата, чья принципиальность впечатлила его жену Медб. А валлийского героя Ллеу Ллау Гиффеса прокляла собственная мать - богиня Арианрод, запретив тому получать имя, держать оружие и жениться без её согласия.

Гейсы часто были неотъемлемой частью жизни славного героя. Окончание пути очередного крутыша наступало из-за нарушения им своих заветов. Причем неважно, делает ли он это случайно или из-за недоработки божественного кода. Например, у героя Кухулина был гейс никогда не есть собачье мясо. Однако в противовес этому он был обязан съесть любую пищу, что была предложена ему женщиной. Накануне решающей битвы с коннахтцами, Кухулин принял собачье мясо от ведьм, подосланных Морриган, из-за чего левая рука и нога "Пса Куланна" потеряли силу. Это помешало ему эффективно размахивать копьем и в итоге привело к смерти.

В некоторых случаях сотворение завета может привести к трагедии, даже если он не нарушался. У любовницы Кухулина - шотландской воительницы Эйфе - родился сын по имени Коннла. Мать наложила на него три гейса:
- Коннла не мог повернуть назад, начав свое путешествие;
- Коннла не мог отказываться от вызова на бой;
- Коннла не мог никому называть своё имя.

Ирландский гейс | Как не сделать героя имбой? Средневековье, Культура, Ирландия, Мифы, Легенда, Герои, Длиннопост

Коналл Кернах, сын Амергина и Финдхоэм. Ему было предречено, что у него всегда на поясе будет голова коннахтца

После этого добрая матушка отправляет сына на поиски отца. Мальчику было всего семь лет, однако ему было норм. Коннла отправляется в Ольстер-Улад на поиски своего бати и по дороге громит всех возможных героев, что пытаются ему помешать. Наконец, слухи о безымянном воителе доходят и до Кухулина. Жена предупреждает героя, мол, это Коннла - сын Эйфе. Однако "Пес Кулана" игнорирует предостережение и сходится в битве с собственным сыном. С помощью своего особого копья "Gáe Bulg", Кухулин сражает Коннлу и, наконец, признает в нем своего сына. Улад приветствует его, как своего героя и Коннла умирает.

Несмотря на столь пессимистичные примеры, была от гейсов и своя польза. Отдельные заветы могли предрекать смерть герою от определенного оружия или в определенных условиях. При этом гейс, в отличии от многих фантастических фильмов, реально работал. То есть никакой муры про "предназначение" и "от судьбы не уйдешь" не было. Если гейс предрекает герою смерть от козы, а тот не заводит коз и не ест их мясо, то все будет нормально.

Ирландский гейс | Как не сделать героя имбой? Средневековье, Культура, Ирландия, Мифы, Легенда, Герои, Длиннопост

Поэт и воин Амергин, сын Экчета. Приемный отец Кухулина. Прожил до четырнадцати лет, не разговаривая и не умываясь.

Например, уже упомянутому Ллеу Ллау Гиффесу по одной из версий легенды было суждено умереть ни "днем, ни ночью, ни в помещении, ни на открытом воздухе, ни верхом, ни при ходьбе, ни одетым, ни обнаженным, ни от какого-либо законного оружия". И жил бы себе мужик да поживал. Однако любовник его жены - Гронв Сияющий - подговорил супружницу выпытать у героя секрет смерти. Ллеу Гиффес показал своей возлюбленной, что его можно убить только в сумерках, закутав в сеть, поставив одну ногу на котел, а другую на козла и выковав копье в течение года в часы, когда все собираются на мессу. В итоге Гронв поражает героя копьем, но тот спасается, выздоравливает и успешно мстит.

А вот еще пример позитивного гейса. В ирландской саге о короле Конхобаре мак Нессе говорится, что он, как правитель, имеет право на первую ночь с любой женщиной на выданье. Это называлось "гейсом короля". Немного напоминает "право первой ночи", однако подтверждений тому, что у ирландцев была в ходу такая тема, не наблюдается.

Ирландский гейс | Как не сделать героя имбой? Средневековье, Культура, Ирландия, Мифы, Легенда, Герои, Длиннопост

Король Конхобар, сын Несс и Катбада. Когда у его матери начались схватки, друид Катбад предрёк, что если та родит до конца дня - её сын станет великим королем

Забавно, что условности гейса пережили ирландские и валлийские мифы, оставшись в памяти завоевателей. В английской литературе различные "условия" для победы или поражения героев также присутствуют, причем в довольно популярных произведениях. Шекспировский Макбет считает себя в безопасности, ведь "ни один мужчина, рожденный женщиной, не причинит ему вред". Однако когда Макбет сталкивается со своим врагом Макдуфом, последний говорит, что он "из чрева матери ножом исторгнут". То есть формально гейс работает, что и приводит к смерти Макбета.

Аналогичный пример можно найти и во "Властелине Колец", где схожие условия оглашает Король-чародей Ангмара в битве на Пеленнорских полях, Оригинальный текст пророчества эльфа Глорфинделя гласил: "Far off yet is his doom, and not by the hand of man will he fall". Здесь "man" оказывается обозначением как человека, так и мужчины. А потому злодея убивают хоббит Мерриадок и женщина Эовин. Считается, что этот гейс - прямая отсылка к "Макбету", однако принцип остается таким же, как и у древних героев Ирландии.

Различные сказки и легенды пестрят ограничениями, которые налагают на героев сюжет. Были свои условия прохождения испытаний и свершения подвигов и в древнерусской традиции. Один лежал на печи тридцать лет и три года, другому надо было таскать с собой горсть земли, третий обязан носить особый плащ и так до бесконечности.

Авторский блог и лекторий "Бои за Историю" в Телеграме и ВК

Лига историков

13.7K поста50.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения