Фиванский легион. Часть 2
Часть 2.
Диоклетиан и гонения христиан.
Достоверно так и не было установлено, какой именно легион необходимо считать тем самым «Фиванским», принявшим мученическую смерть.
Скорее всего он состоял из отдельных частей двух легионов – опытнейшего легиона «Траян» и, недавно созданного новым императором, 3-го Диоклетианова легиона (обо всех несовпадениях и нестыковках этой версии мы поговорим позднее).
Но для начала давайте разберёмся в среде «главных злодеев», ибо путаница среди имён римских правителей не раз мешала нормальному восприятию событий.
О чём я?
Ну вот вам, для примера: помните, чуть выше мы говорили об императоре Константинусе II, который объединил Восток и Запад империи и разрешил «арианство».
Так вот, это был третий из детей, рождённых от второго брака Константина Великого (сына императора Запада - Константина I Хлора).
Не запутались ещё? 😂 Тогда дальше.
Во втором браке Константин Великий имел пятерых детей:
- дочь Константина (или Констанция)
- сын Константин II (полное имя – Флавий Клавдий Константин)
- сын Константинус II (полное имя – Флавий Юлий Константин)
- сын Констант I (полное имя – Флавий Юлий Констант)
- дочь Елена (тут, видимо, какой-то сбой произошёл с именем).
И вот попробуйте здесь не запутаться во всех этих «Константинах», которые… (барабанная дробь) – правили в одно время, попеременно были то Цезарями, то Августами, не забывая при этом периодически убивать друг друга за владения отца.
Поэтому, прежде чем начать историю непосредственно Фиванского легиона, давайте разберёмся в действующих лицах.
2.1. Диокл – сын раба.
Гай Аврелий Валерий Диоклетиан, настоящее имя Диокл, родился в 245 году в столице римской провинции Далмация, городе Салоны (ныне город Солин, Хорватия).
Не так много данных о его происхождении: известно лишь, что Диокл был сыном освобождённого раба, который служил писцом у римского сенатора Аннулина. Покровительство сенатора позволило Диоклу поступить на военную службу простым солдатом (в принципе, выбора у него другого и не было), где, мотаясь из одного уголка империи в другой, он постепенно поднимался вверх по карьерной лестнице.
(Старший Август - Гай Аврелий Валерий Диоклетиан)
В возрасте 39 лет Диокл командовал личной конной охраной императора Нумериана (Марк Аврелий Нумерий Нумериан ±253 – 284 гг) во время его похода в Персию.
Вот там-то и произошёл случай, который позволил Диоклу стать императором.
Император Нумериан страдал от болезни глаз и практически всё время находился в своих носилках, считая дневной свет губительным для зрения.
Как считают современники, то ли от этой болезни, то ли от удара молнии, попавшей в носилки, но император скончался своей собственной смертью.
Однако, высшие командиры, дабы не подрывать боевой дух армии решили сохранить факт смерти Нумериана в тайне.
(Марк Аврелий Нумерий Нумериан)
Сколько Нумериан находился мёртвым точно неизвестно, но когда запах, исходивший из носилок, уже невозможно было скрыть, легионеры подняли бунт, пытаясь дознаться правды.
Диокл, имевший в тот момент весомый авторитет в войсках, решил воспользоваться моментом и обвинил тестя Нумерия – префекта претория (на современный лад что-то вроде начальника Генштаба ВС) Аррия Апра в убийстве последнего.
Апр не ожидал такого, ведь он имел все шансы занять место зятя, но Диокл решил действовать наверняка.
Когда они вышли к легионерам, он прокричал: «Вы хотите знать, кто убил вашего императора? Он перед вами!» и указал на изумлённого Аррия Апра. Пока последний не успел даже опомниться, Диокл выхватил свой меч и проткнул им префекта.
Восторженные крики легионеров разнеслись по округе близ Никомедии (или Никомидии – ныне Измит в Турции), которые постепенно переросли в скандирование «Император Диокл! Император Диокл! Слава! Слава! Слава!» …
Вечером этого же дня Диокл предстал перед войсками в пурпурной мантии и провозгласил себя императором Диоклетианом.
Произошло это 17 ноября 284 года.
В это время родной брат Нумериана, Карин (Марк Аврелий Карин ±250 – 285 гг), не мог выдвинуться навстречу Диоклу, чтобы наказать самозванца, так как в Италии один из префектов поднял восстание, и армия была задействована на его подавлении.
Ещё раз судьба оказалась на стороне Диокла – это промедление Карина позволило ему закрепиться в правах императора в Малой Азии и Сирии, а также собрать достаточное войско, чтобы выдвинуться навстречу последнему.
(Марк Аврелий Карин)
Сражение двух армий произошло на слиянии двух рек – Маргуса (ныне Великая Морава) и Дунай, недалеко от современного Белграда.
Армия Карина одерживала верх в этой битве, но в разгар сражения, император был убит заговорщиками, которых возглавил один из его префектов, чью жену Карин когда-то соблазнил.
Легионеры Запада сдались новому единовластному императору Рима – Диоклетиану…
2.2. Максимилиан – сын землепашца.
Тетрархия. Именно так сначала я назвал эту главу.
Но об этой системе власти в Римской империи, созданной Диоклетианом и, дословно переводящейся как «власть четырёх», написано такое бесчисленное количество статей, что элементарный поиск в Google откроет все тайны и интриги дворцовых хитросплетений.
Кроме того, как форма правления, тетрархия была официально принята лишь в 293 году, спустя семь лет после интересующих нас событий, поэтому я не буду подробно на ней останавливаться.
А вот разделение Рима на Восток и Запад, произошедшее сразу же после восхождения Диоклетиана на престол, для нашей истории очень важно!
Прекрасно осознавая размеры империи, в которой практически каждую недели бушевали восстания, Диоклетиан принял решение скорее, как «эффективный менеджер», нежели, как солдат.
Он решил разделить бразды правления с человеком, которому он мог бы всецело доверять, который бы взял на себя ответственность за военную оборону страны. Так как на такую должность идеально подходит какой-нибудь очень близкий родственник (вроде сына), то перед Диоклетианом стоял непростой выбор – у него не было сыновей, только дочь, Галерия Валерия.
Однако, в июле 285 года он назначает своего боевого товарища, сына простого крестьянина из Сирмиума (или Сирмий, ныне город Сремска Митровица в Сербии) Максимилиана (будущий Марк Аврелий Валерий Максимилиан по имени Геркулий) Цезарем (переводя на современный лад – министром обороны), а 1 апреля 286 года, после разделения империи на Западную и Восточную – Августом (императором) Запада со столицей в Медиолане (ныне Милан).
Геркулеем этого воина прозвали в честь мифического героя Геракла. Это было чем-то вроде титула, означавшего «сын Геракла» и Максимилиан обладал похожей внешностью – мускулистый, бородатый великан с бычьей шеей, как и большинство людей его комплекции предпочитал сначала действовать, а потом уже думать (если получится). Но он был предан, всецело предан Диоклетиану, его идеям, его взглядам.
Поэтому, забегая вперёд, скажу, что Диоклетиан ни разу не разочаровался в своём выборе.
(Марк Аврелий Валерий Максимилиан)
Помимо разделения империи на Восток и Запад и введения тетрархии (так называемого «правления четырех») с новыми столицами – Никомедией в Малой Азии (ныне город Измит в Турции), Сирмием на Балканах (ныне город Сремска Митровица в Сербии), Медиоланом в Северной Италии (ныне Милан) и Августом Треверорумом в Северной Галлии (ныне Трир), он также расширил армию, набрав мобильную резервную армию, размером в треть предыдущей армии.
В то же время Диоклетиан предпринял попытку возрождения государственной религии - древнеримского пантеизма. Он считал, что удары судьбы, обрушившиеся на Римскую империю в последние годы, были выражением гнева древнеримских богов, которые постепенно вытеснялись новыми культами с востока, особенно быстро распространяющимся христианством.
Еще до своего указа от 23 февраля 303 г., в котором все христиане были объявлены врагами государства, он боролся против христианской веры, требуя от всех государственных служащих жертвоприношения идолам в знак их лояльности.
И самым ярым исполнителем воли императора Востока (Старшего Августа) стал император Запада – Максимилиан…
2.3. Восстание багаудов.
Всё ждёте, когда же появится Фиванский легион и начнётся обещанная «кровавая резня»? Потерпите немного, остался последний штрих – багауды!
Этимология слова «багауды» приводит учёных мужей исторической науки к кельтскому началу, означающему «воин», а также латинскому варианту, означающему «бандит». А раз есть варианты, есть выбор, то есть и спор!
Поэтому, пусть учёные продолжат спорить, а мы остановимся на том, что у каждой медали две стороны – для кого-то стрелки Робин Гуда лесные братья, а для кого-то – отъявленные бандиты.
(багауды)
Не багауды, так ещё кто-нибудь, но все условия для появления таких вот «лихих» ребят были полностью созданы в Римской империи.
Процветание крупных землевладельцев, сдающих за непосильные деньги в аренду свои земли, разгул пиратства в Средиземном море и, как следствие невозможность вести внешнюю торговлю, а также отсутствие притока рабов, так как империя уже несколько лет не вела захватнических войн, занимаясь лишь внутренними проблемами, всё это привело к появлению колоссального разрыва между богатым сословием (землевладельцы, сенаторы, военачальники, а также вожди покорённых племён, которым были дарованы крупные наделы земли в обмен на их лояльность) и простыми ремесленниками, крестьянами, освобождёнными рабами и колонами (так называли зависимого крестьянина в Галлии, а по-нашему – читай что крепостной).
Весь средний класс, который постепенно превращался в бедные слои населения, не очень-то хотел мириться с таким положением, поэтому и вспыхивали (то тут, то там) небольшие восстания.
Но в 284 году в Галлии началось новое крупное восстание крестьян, возглавляемое неким Амандом и его другом и сподвижником Элианом.
Время было выбрано идеально – разрываемая на части внутренними междоусобицами империя, никак не смогла ответить на этот удар.
(нападение багаудов)
К 286 году численность восставших уже достигала (по некоторым сведениям) от 10 до 15 тысяч человек, что составляло добрые три римских легиона.
Целые регионы принимались в «багауды», началась даже чеканка собственных монет, а их лидер Аманд нарёк себя императором Гаем Валерием Амандусом, свободным от власти Рима и объявил город Октодурум (ныне город Мартиньи, Швейцария) своей столицей.
Взошедшему на трон императору Диоклетиану такая «мина» под боком была совсем ни к чему, поэтому на её устранение и был незамедлительно послан после своего назначения новоиспечённый Цезарь Максимилиан (а мы уже знаем, что римский Цезарь – это наш современный Шойгу).
Однако, оценив масштабы трагедии и армии багаудов, Максимилиан запросил у Диоклетиана выслать ему на помощь ещё войска из восточной части империи.
Император решает направить в Галлию несколько частей Фиванского гарнизона из Верхнего Египта.
В Египте, где христианская вера (в отличие от европейской части империи) уже прочно укоренилась, согласно новой военной реформе, проводимой Диоклетианом, в дополнение к существующему легендарному легиону «Траян» (имеется ввиду II Неустрашимый Траянский легион) были созданы три новых легиона - «Третиус Диоклетиана Фебаеорум» (III Диоклетианов легион), «Примус Максимиана Фебеорум» (I Максимианов легион) и «Секундус Флавия Констанца Фебеорум» (II Надёжный Флавиев легион)…»
Так как формирование новых легионов ещё не было завершено, то на помощь Максимилиану были отправлены части Второго Неустрашимого Траянского легиона и части Третьего Диоклетианова легиона под общим командованием примицериуса Маврикия (споры по «расшифровке» должности именно этого человека до сих пор не утихают).
(Святой Маврикий)
Вот так, летом 286 года Фиванский легион и оказался у подножия Альпийских гор…
Ну что ж, пожалуй оставим развязку истории для следующей главы.
Спасибо огромное всем, кто дочитал до конца. Если заметите какие-то ошибки, пожалуйста – пишите в комментариях, я всё исправлю!
Ну и в заключении небольшой анонс следующей главы:
«…необузданная ярость, по отношению к этим легионерам, посмевших отказать ему, Цезарю, охватила Максимилиана – иначе сложно объяснить тот факт, что с маниакальной одержимостью, присущей всем религиозным фанатикам, он несколько месяцев гонялся за членами Фиванского легиона, пока не истребил их всех до одного.
На этой карте я отметил наиболее «кровавые» места истребления легионеров Фиванского гарнизона…»
Ещё раз благодарю всех за чтение и до скорой встречи!







