Философия "Чужого", часть 1

Всем привет. Без особой цели хочется поделиться мыслишками и мнением по поводу франшизы "Чужой" сэра Ридли Скотта. Разбор будет долгий и обстоятельный, задача - копнуть на полный штык и высказать все что я в этих фильмах увидел. Букв будет очень много, поэтому решил разбить дело на несколько частей.

Философия "Чужого", часть 1 Чужой, Фильмы, Разбор, Философия, Научная фантастика, Ридли Скотт, Длиннопост

На написание данного текста меня сподвигли многочисленные обзоры на последний фильм серии - "Чужой: Завет", в первую очередь на каналах Пучкова и BadComedian'а. В целом спорить с основными тезисами этих обзоров невозможно - тупые персонажи, полное отсутствие логики их действий, странное смещение акцентов франшизы. Не отрицая этих фактов я хочу рассказать в чем смысл  этих вещей (я не считаю что это халтура авторов), о чем будет позже.

Начнем с простого - хороший фильм или нет? При поверхностном ознакомлении - странный, но красивый. Малейший разбор уже выявляет все те нелицеприятные вещи о которых говорилось выше. Астронавты снимающие шлемы на чужой планете, истерички затаскивающие больных людей на корабль, капитан судна готовый слить тысячи людей ради дуры-жены и так далее. Ну тупые!

Вот на этой ноте и заканчивается большинство обзоров - герои глупые, логики нет, андройды геи в космосе вообще гадость. Тут я хочу немного отпрыгнуть в сторону и поговорить о том что вообще делает фильмы хорошими. Если вкратце - достаточно того чтобы фильм после себя оставил что-то, будь то мысли или чувства. У меня после просмотра этого фильма мыслей осталась масса, правда связаны они не только лишь исключительно с "Чужим". Тут можно подумать что сам фильм-то и не причем а просто мои размышления под него неплохо вписываются (в том числе возможно искусственно), но все же хочется верить что фильм не состоит только лишь из идиотии.

Тут же мысль - ну так ведь можно под любой фильм напридумывать всякого, зачем надо копать на каждом пустыре если есть фильмы где смысл одновременно и глубок и находится на поверхности самого фильма (та же "Матрица", то же "Начало", "Крестный Отец" и так далее). Суть в том что размышления действительно навеяны именно самим фильмом и без особого копания, а в тех же "Звездых Войнах" как я ни копался но смысла не нашел ни на грош (да простят меня фанаты ЗВ). Так что игра стоит свеч на мой взгляд.

Так что же все-таки в этом фильме есть интересного? Начнем с начала, а именно с первых частей. Не вдаваясь в подробности - это серия из четырех картин жанра хоррор, где в замкнутом пространстве людишки безуспешно сражаются с непобедимым для них монстром, тем самым Чужим. Этот Чужой, важно заметить, появился не сам по себе в дикой природе - его искусственно вывели, то есть это плод разумной деятельности. В природе такие монстры просто не нужны - слишком сильны, да и нет необходимости быть настолько крутыми. С этой точки зрения Чужой - это тот самый венец животной эволюции, синтез сознательной деятельности и биологических механизмов, совершенное (или близкое к совершенству) животное. Именно животное - Чужие вполне разумны, но не вполне по человеческим меркам сознательны - действуют в основном согласно инстинктам, хоть и творчески.

Философия "Чужого", часть 1 Чужой, Фильмы, Разбор, Философия, Научная фантастика, Ридли Скотт, Длиннопост

Люди без шансов проигрывают в каждом фильме, и лишь огромными усилиями, личной храбростью лейтенанта Рипли и наличием крутой техники злых монстров удается победить. Первый момент - Чужого побеждают, но он каждый раз возникает вновь. Можно сказать что это просто способ снять новый фильм - Фредди Крюгер или Джейсон Вурхиз же тоже всегда возвращаются. Однако в широком контексте вопроса появление Чужого исключительно логично - люди, перестав развиваться как биологический вид (об этом позже), нуждаются в этих чудовищах чтобы перенимать их лучшие стороны. Поэтому Чужого раз за разом возвращают сами люди, и каждый раз все выходит из под контроля из-за чудовищной разницы сил. Таким образом в этих схватках проявляется диалектический закон единства и борьбы противоположностей, ведь вообще-то Чужие вполне себе являются отрицанием людей с точки зрения биологических особей. Это они стоят на вершине пищевой цепи, это они цари природы, а отнюдь не мы. И тут сразу второй момент - победа над Чужим обусловлена лишь огромным технологическим развитием человечества. В каждом фильме есть или звездолет из которого эту тварь можно выбросить, или бульдозер которым можно его ушатать, или чан с расплавленным металлом где он сдохнет. Таким образом на данном этапе развития мы побеждаем Чужих своим интеллектуальным развитием, и только этим, а отнюдь не героизмом отдельных военных.

Уже с первых фильмов появляются андройды, роботы с искусственным интеллектом внешне не отличающиеся от людей. Пока они серьезной самостоятельной роли не играют, но смещение акцента в их сторону совершенно не случайно в контексте борьбы человечества с другими формами мыслящей материи. Продолжение следует, всем добра)