31

Дети и нейросети1

Серия Школьный альманах

Работаю учителем информатики третий год.
В преддверии Дня космонавтики написал для детей этот текст. Выложу и сюда, на Пикабу.

В безумном торжестве технологий мы забываем, что самое главное — всегда оставаться Человеком с большой буквы Ч.

Развитие сервисов искусственного интеллекта и нейросетей резко обнажило один из главных человеческих пороков — лень. Зачем что-то делать самостоятельно, если можно попросить об этом электронный мозг? В отличие от нас, он никогда не устаёт, задачи выполняет беспрекословно и, самое главное, — быстро.

Все помнят последние строчки из песни:

Позабыты хлопоты, остановлен бег,

Вкалывают роботы, счастлив человек.

Казалось бы, вот то, о чём мечтали ещё полвека назад. Наступило прекрасное Светлое будущее™.

Но сегодня я вижу, как потомки Гагарина и Королёва, преемники Попова и Сикорского, наследники великого прошлого... сдают сочинения и домашние работы, написанные нейросетями. ChatGPT, DeepSeek и им подобные правят бал — в работах многих очень хорошо видна механическая рука, бездушно воплотившая текст на заданную тему.

Нужно ли объяснять, чем это плохо? Или это всё равно будет воспринято как нудный бубнёж учителя в духе "а вот раньше было лучше" или "обленились, ничего сами не хотят делать"?

Всё проще. Сейчас нейросети воспринимаются детьми как палочка-выручалочка, некий "чёрный ящик", колодец желаний, в который можно закинуть монетку и получить требуемое.

Но такой подход ошибочен. Он ведёт к бесконечному паразитизму — сегодня нейросеть сделала за тебя задачку, завтра сочинение за тебя пишет робот, а через пару лет на экзамене ты уже мучаешься, пытаясь сделать то же самое.

А не получится. Знаний-то нет.

Поэтому уже в следующем году я буду на уроках рассказывать, как ПРАВИЛЬНО пользоваться нейросетями, чего категорически нельзя делать и, что самое главное — как правильно составлять запросы, чтобы ваше общение с ИИ вело не к паразитизму, а к симбиозу человека и технологий.

Нейросети — это инструмент, а не костыль.

***

От себя хочу спросить: а сами как думаете? Я со своей стороны подниму этот вопрос на педсовете и обязательно научу коллег распознавать тексты нейросетей - за их использование в работе будем ставить двойки. Ну а самих детей научим правильно составлять запросы - но только в благих целях, типа генерации картинок или идей.

Школьный уголок

2.1K постов3.9K подписчиков

Правила сообщества

Можно:

Писать всё, что можно отнести к школе.

...

Нельзя:

Нарушать правила Пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0
Автор поста оценил этот комментарий
Вот меня всегда волновало - эти сочинения, они зачем?
Ну не получится из всех учеников писателей в будущем. А на оценку в итоговом аттестате это влияет. Я сколько не писал сочинения, постоянно трояк за содержание. Поэтому по русскому четвёрка в старших классах вечная. Как же меня это бесило. Потом просто стал бойкотировать сочинения. Мне это неинтересно, а свою четвёрку я в любом случае вытяну диктантами, изложениями и прочими д/з.
Нужно факультативное обучение в старших классах, что-бы дети не тратили время на бесполезные для них предметы.
раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Нет бесполезных предметов. Нужно в юности развивать в мозгу нейронные связи, чтобы потом в старости не мазать стены говном.
раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий
Каким образом написание сочинений спасет от деменции или опухоли головного мозга?
раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Как комментатор выше и написал - развитием нейронных связей. Это снижает риски.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
Что за бред?
Опухоли пофиг сколько сочинений вы написали.
Насчет деменции - у Терри Пратчетта была деменция. А он уж побольше нас с вами написал.
раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ещё раз - снижает риски. Или может отсрочить.

Не исключает полностью. Риск при этом всё равно есть.

Это подтверждено исследованиями. Вот первое, что выдал гугл:

https://www.careyaya.org/resources/blog/dementia-prevention-...

https://www.neurology.org/doi/10.1212/WNL.0000000000012388

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Почему вы увели разговор о неактуальности некоторых методов в образовании к профилактике деменции?
Я задал вопрос - зачем каждого ребенка заставлять писать эти сочинения? Если человек тяготит к физике и математике, то лучше дать ему больше времени именно на эти предметы. Кому-то музыка по душе, кто-то в спорт уйдет.
Но школа всех усредняет, а развивать детей родители вынуждены за свой счет.
Вот о чем, если вкратце, я хотел сказать.
Причём тут деменция?
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Причём здесь усреднения? Вам открыто и явно говорят, школа и общеобразовательные предметы в вузе это про расширение кругозора, получение базы в различных областях, формирование нейронных связей (так как мозг ленивый и его нужно подстегивать неизвестными и новыми областями).

Тяготеешь к физике и математике? Здорово. Давайте не заниматься информатикой, финансовой грамотностью, риторикой и не учиться писать тексты и выражать свои мысли? Будешь крутой специалист с узкими навыками, что не способен себя прорекламировать и выразить свои мысли красиво и грамотно.

Не любишь математику, я художник, я гуманитарий, я нетакуся? Получается на выходе куча людей, что с компьютером и критическим мышлением на ВЫ и полное отторжение технологий и все что им кажется сложным и непонятным.

P.S. я преподаватель 6 лет, каждый день с инженерами и гуманитариями сталкиваюсь и у большинства наблюдаются эти отторжения, перегибы и прочее.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
А я вот не вижу взаимосвязи между "грамотно выражать свои мысли" и "найди в тексте книги скрытый смысл,о котором даже автор не факт, что знал".
Мне всегда интересно, догадывались ли писатели, что в их книгах столько скрытого смысла, сколько его нашли филологи?
Дайте возможность ребёнку/студенту выразить действительно СВОИ мысли, а не то, что за него придумали типа умные дядьки.
В ЕГЭ по русскому языку в первые годы его введения (я сдавала в 2008) было задание - прочитать приведённый текст и ответить на вопросы, отразив своё мнение - прекрасно, идеально, как же я была счастлива делать такое адекватное задание, а не вымучивать какое-то сочинение типа "Философия любовных чувств в поэзии А.Ахматовой"
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да и сейчас в ЕГЭ то же самое. Найти в тексте проблему и озвучить свою позицию по ней, аргументировав и сделав вывод.

Автор поста оценил этот комментарий
О, как же я ненавидела эти сочинения!! Всегда делала что-то из серии "прочитай 5 готовых сочинений и собери одно своё". Для меня это было всегда соревнование "как списать так, чтобы никто не понял", переформулировала каждое предложение. Особенно я не понимала ту часть на экзаменационном сочинении, где ты обязан вставить цитаты, но книги с собой брать нельзя. И как же я была счастлива, когда нам внезапно ввели ЕГЭ по русскому языку вместо итогового сочинения.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества