Д’Артаньян: герой или аферист?

Д’Артаньян: герой или аферист? Дартаньян, Три мушкетера, Александр Дюма

Все привыкли воспринимать д’Артаньяна как образец доблести, мужества и романтики, но если посмотреть на его поступки без розовых очков, он больше напоминает не благородного мушкетёра, а авантюриста с сомнительной моралью.

С самого начала романа этот юноша приезжает в Париж не с мечтой, а с желанием устроиться потеплее. Он стремится стать мушкетёром не ради долга, а ради славы и личных амбиций. Его самоуверенность и наглость поражают: успеть оскорбить трёх мушкетёров за один день и тут же вляпаться в дуэли – это особый талант. Он не мудр и не осторожен, а скорее безрассуден и вспыльчив, что чуть не стоит ему жизни уже в первых главах.

Если взглянуть на его личные отношения, то Д’Артаньян – не герой-любовник, а просто ловкий обольститель. Он легко предаёт женщин, использует их в своих целях и относится к ним исключительно как к инструменту. Обман Миледи и её служанки Китти – яркий тому пример. Он не только играет на чувствах бедной девушки Китти, но и использует её, чтобы подобраться к миледи и овладеть ею. При этом Д’Артаньян клянется в любви Констанции Боанасье, которая между прочим замужем.

Вопросы чести? Мушкетёрская дружба? Возможно, но его методы – коварные и нечестные. Его победы редко связаны с доблестью: чаще – с интригами, удачей и манипуляциями.

В итоге Д’Артаньян – не столько герой, сколько ловкач и аферист, который продвигается по жизни, предавая, обманывая и используя других. Очарование? Безусловно. Но если задуматься, перед нами не благородный мушкетёр, а просто ловкий мошенник хорошо владеющий шпагой.

Вместо того чтобы слепо восхищаться д’Артаньяном, почему бы не разобрать его поступки критически? Если представить его не как образец доблести, а как ловкого авантюриста, книга сразу же превращается в исследование моральных дилемм, хитрых манипуляций и настоящей природы успеха.

Подростки начинают задаваться серьёзными вопросами о жизни, обществе, справедливости. Книги, которые поднимают такие вопросы, помогают подросткам рефлексировать и находить ответы.

Критическое осмысление моральных дилемм..., где правильный выбор не всегда очевиден. Такие ситуации могут быть хорошей основой для обсуждения: как бы ты поступил на месте героя? Это развивает критическое мышление и помогает подростку принимать взвешенные решения в реальной жизни.

Отрывок из книги «Искусство чтения вслух. Как научить ребенка», подзаголовок 9.3. - "Чтение для подростков старше 12 лет"

Тимофей Ким