1399

Брат прадеда

Сегодня мама переслала мне этот документ.

Брат прадеда Великая Отечественная война, Военнопленные, Вечная память, Длиннопост

Так я узнал, что родной брат моего прадеда красноармеец Торбенко Иван Степанович погиб в концлагере 5 марта 1943 года в возрасте 33 лет. Всего в семье Торбенко было 12 сыновей, в том числе и мой прадед Терентий Степанович. Проживали они в деревне Ивановка Калачаевского района Сталинградской области.
В официальных источниках http://poisksvoih.ru/viewtopic.php?f=92&t=1184 сообщается, что Иван был пленен 17 июля 1942 году под Смоленском. Однако, как известно https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%... Смоленское сражение проходило в период с 10 июля по 10 сентября 1941 года. Да и в карточке военнопленного есть только число, месяц и место пленения, без указания года. Под оккупацией Смоленск находился до сентября 1943 года. Скорей всего 1942 год на сайте указан ошибочно, и датой пленения следует считать 17 июля 1941 года. Но может и я ошибаюсь, и год плена 1942.
Содержался Торбенко Иван в одном из крупнейших на территории Германии концлагерей Stalag (главный лагерь) IV-B.

Брат прадеда Великая Отечественная война, Военнопленные, Вечная память, Длиннопост
Брат прадеда Великая Отечественная война, Военнопленные, Вечная память, Длиннопост

Главный вход в концлагерь

Брат прадеда Великая Отечественная война, Военнопленные, Вечная память, Длиннопост

Вышка охранника

Располагался IV-B близ Мельбурна в Саксонии.

Местонахождения концлагеря

Работу концлагерь начал в 1939 году. В то время в концлагере содержалось около 17.000 польских военнопленных. Всего же за годы существования концлагеря в его застенках побывали военнопленные из 33 государста. Еще одной особенностью было то, что узники обоих полов содержались вместе. Бывали случаи рождения детей. Площадь лагеря составляла 30 гектар.

Заключенные были освобождены частями Красной армии 23 апреля 1945 году. На тот момент в лагере содержалось порядка 30.000 военнопленных.
Захоронен Торбенко Иван Степанович в Вильнсдорфе (Германия).

Брат прадеда Великая Отечественная война, Военнопленные, Вечная память, Длиннопост

Фото захоронения в Вильнсдорфе взято из интернета. К сожалению могилу Торбенко Ивана найти не смог. Да и не надеюсь особо. Думаю, что в 1943 году вряд ли бы администрация концлагеря хоронила военнопленных почеловечески и ставила надгробные кресты с указанием Ф.И.О.
Кроме этой карточки никаких данных об Иване Степановиче не сохранилось, да и людей, которые бы его знали при жизни, уже нет в живых. Но живы его многочисленные внуки, правнуки.
В карточке указано, что работал он до войны пастухом. Шифра "93" вероятно указывает на воинское подразделение. Но что это за подразделение, которое вело боевые действия в районе Смоленкса? Предположил, что это 93 стрелковая дивизия. Но в источнике https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%... , где указаны воинские формирования (армия, дивизия), принимавшие участия в Смоленской битве 1941 года, формирования с номером "93" нет.
Прошу особо не пенять, историк из меня так себе.
Хотел бы попросить пикабушников из Лиги историков помочь найти ответы на следующие вопросы:
1. Верно ли считаю, что "93" в карточке это номер подразделения?
2. Велись ли боевые действия на территории Смоленской области в 1942 году?
3. Были ли в составе Красной Армии в это время подразделения с номером "93"?
4. Что означает дата на карточке?

Брат прадеда Великая Отечественная война, Военнопленные, Вечная память, Длиннопост

Найдены дубликаты

159 комментариев

по актуальности
+136

Как уже указали, это 93-й стрелковый полк - часть, которую военнопленный назвал при регистрации. Однако не всегда это означает, что она соответствует действительности. Иногда номер или наименование части военнопленные изменяли намеренно, иногда писари вносили не те данные. Но в основном, указывали правильный номер. А вот наименование части могло быть и другим. Например, бывало, что вместо "погранотряд" в карте записывали "стрелковый полк".

Что касается даты пленения, то имеется ввиду 1941-й год, поскольку у Персональной карты 1 есть еще и оборотная сторона. Там указываются переводы из лагеря в лагерь, плюс определение в те или иные рабочие команды. В Вашем случае первая запись о рабочей команде сделана 10 мая 1942 г., что исключает пленение летом 1942 года.

Нижняя часть карты использовалась для различных заметок. В данном случае указано, что 26 мая 1942 года до военнопленного доведен приказ Верховного главнокомандования вермахта от 10.01.40 г. об ответственности за половые связи с немецкими женщинами.

Для советских военнопленных в 1942 году этот приказ был ужесточен. Любая половая связь с немецкой девушкой, как правило, означала ликвидацию.

раскрыть ветку 20
+49
Спасибо большое. После Вашего разъяснения становится ясно, что год пленения 1941.
раскрыть ветку 17
+42

Мой прадед попал в плен 17 июля 1941, под Смоленском. И тоже попал в концлагерь Stalag 304. Получается, вместе воевали... у него правда другая часть(полк или дивизия) указана. 

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 5
+8

Брат моего деда тоже был в этом лагере, но выжил. Из этого документа удалось узнать девичью фамилию моей прабабушки . А деду было 14 лет когда немцы согнали всю деревню в дом его родителей и сожгли, он и еще несколько детей смогли убежать в лес и выжить у партизан. Потом пришел и разбирал тела на пепелище, нашел тела родителей  по фрагментам одежды и похоронил там же, в 70-е установил памятник там на свои деньги.

Иллюстрация к комментарию
+6

Уважаемый автор, вы не правильно указали расположение местонахождения лагеря,  Шталаг 4 Б располагался в Восточной части Германии, где то в серединке треугольника Лейпциг, Дрезден, Потсдам.

раскрыть ветку 2
+8
Если это интересно/важно, то на обратной стороне документа что @YWhite, скинул, написано, что он умер 5.3.43 от воспаления легких и проблем с сердцем, место Вильемсбург и что-то там, не могу остальное разобрать.
раскрыть ветку 6
+8

Вот обратная сторона документа - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=300040162&page=2


Может там что расшифруете. Я вижу название города Алитус, это Литва.

4 июня 1942 glasfabrik - фабрика по производству стекла?

Похоже, это что-то вроде трудовой.

+1
Не даёт мне покоя "93". Что удалось мне найти. В Смоленском сражении принимала участие 19 армия, в состав которого входил 34 ск. Сформирован 34 ск был в СКВО (учитывая место проживания Ивана под Сталинградской обл, понимаю, так себе зацепка, но хоть что то). Могу лишь предположить, что он был в л/с 34 ск.
Но вот в его составе нет ни сд, ни сп с номером 93. http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=865 Так что я опять в тупике.
+21

по 2 вопросу. да, велись, конечно, как минимум на самом востоке области (в 180-200 км от Смоленска) - пытались взять Вязьму. Весной в 50 км южнее Вязьмы попала в окружение 33-а Армия под командованием генерал-лейтенанта Ефремова. Кто-то сумел выбраться, но основные силы были разбиты. Ефремов отказался от эвакуации и застрелился, будучи в патовой ситуации. Не дал захватить себя в плен. В Вязьма в 1946 в его честь был открыт первый в стране памятник, посвящённый Великой Отечественной. В общем, наступление провалилось и до следующей весны 1943 Вязьмы оставалась в руках немцев. Лично я думаю, немецкий "Смоленск" вполне может оказаться не Смоленском, а Гжатском (ныне Гагарин), т.е. отсылать к региону, а не к городу. Такое недоразумение сплошь и рядом встречается в военных немецких дневниках, мемуарах, письмах. Могут даже Ржев с Брянском перепутать, не то что Гжатск записать как Смоленск. Летом 1942 наши бились за Гжатск. Именно там был тяжело ранен мой прадед - осколок или пуля попала в лицо. Почти не осталось нижней челюсти, зубов, языка. По рассказам в семье - он шёл в расположение, придерживая остатки лица рукой. Ужас. В августе снова том же ранен уже дедушка. В ногу. Так что, где-то плечо к плечу наши с вами предки Смоленщину отбивали...

раскрыть ветку 1
+9
Спасибо большое
+11

Меня несколько шокирует, что фашисты, сколь они ни были педантичными немцами, имели в подобной карточке графу "Адрес родственников на родине военнопленного для уведомления".

раскрыть ветку 8
+5

Это для "цивилизованных" военнопленных, типа британцев и французов.

http://www.sdelanounih.ru/nemeckij-plen-dlya-anglosaksov-i-r...

+5

Эта графа существует еще с первой мировой. Пленные тогда невозбранно слали свои фотки из лагеря домой родным. http://smolbattle.ru/threads/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%...

С развитием лагерей смерти во вторую войну на письма домой всеж забили. А то ж заколебут с просьбами "сфоткай типа меня живого в печь сунули".

раскрыть ветку 4
-3
А то ж заколебут с просьбами "сфоткай типа меня живого в печь сунули".

@moderator

раскрыть ветку 3
+2

Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года статьей 16 предусматривала возможность почтовой связи военнопленных с внешним миром.

Статья 14 предусматривала обязанность ратифицировавшей конвенцию страны "пересылать по принадлежности все вещи, служащие для личного пользования, ценности, письма и проч., которые будут найдены на поле битвы или останутся после пленных, освобожденных на честное слово, обмененных, бежавших или умерших в госпиталях и полевых лазаретах".

Соответственно - учетная карточка военнопленного (а это были не только советские бойцы) вполне логично должна содержать данные, куда слать его вещи в случае его смерти.


Женевская конвенция 1929 года также статьей 36 предполагает возможность почтовой связи. Статья 34 предусматривает передачу оставшихся заработков военнопленного в случае его смерти его наследникам. Статья 77 предусматривает уведомление близких военнопленного "в случае ранения или несчастного происшествия о дате и месте пленения, интернирования, ранения, смерти, а равно и другие имеющие значение сведения".


Так что смысл графы понятен - выполнение Гаагской и Женевской конвенций.

Ну а то, что в отношении именно советских граждан (а также части иностранцев) это не выполнялось - ну, тут претензии не к бланкам.

раскрыть ветку 1
+1

Спасибо, вроде всё очевидно, а всё же невероятно :)

+21

Насколько я знаю на территории Смоленской области действия в 1942 году велись. После разгрома немцев под Москвой, РККА отбросила их аж до Велижа (районный центр в Смоленской области) если не ошибаюсь, там фронт стоял до 43-го года, потом освободили. Так что вполне возможно, но именно тогла он и попал в плен, под Велижем. Смоленская область-то не маленькая. Прочитай про это подробнее "Торопецко-Холмская операция". Это все что я знаю, но кстати, в том же 1942 году, в начале, РККА почти освободила Витебск, (мой родной город) тылы не успели подойти, за передовыми частями, и их немцы откинули назад на Велиж, там до 43 года и стояли, поделив город на 2 части, по линии реки Западная Двина. Это все что я могу об этом сказать)

раскрыть ветку 10
+5

Торопецко-Холмская операция была зимой, а в карточке дата 17.7, вероятно 17 июля. Кроме того, при Торопецко-Холмской операции наши особо пленных не теряли.


А вот в Смоленском сражении 16 июля немцы почти-почти запилили крупный котел и ворвались в Смоленск. То есть тут даты как раз увязываются. На фото одежда явно не зимняя.

раскрыть ветку 8
+4

Читай лучше, я написал, что в результате этой операции немцев откинули до Велижа, и фронт стоял там до 43-го года, поэтому 1942 в июле, вполне мог попасть в плен на этом участке, т.к. как и на многих других участках фронта, там где было относительное "затишье", и велись активные боевые действия, "бои местного значения" их так называли тогда. Так что скорее всего это произошло именно тогда!

Вот только смущает 93-я дивизия, она была сформирована в 43-м году, и вела боевые действия на Украине.

раскрыть ветку 4
-3

а вы годом-то не промазали? котёл в 1942-м?

раскрыть ветку 2
+1
Спасибо большое
+10

Вам повезло, есть вполне определённая информация.. Один из моих дедов пропал без вести на Моонзунде (Сааремаа) в 1941. Всё, что известно- пропал без вести в августе 1941. Даже день неизвестен. Мл.лейтенант, командир стрелкового взвода одной из частей БОБР...

раскрыть ветку 4
+2

Я тоже смог про деда найти только что пропал безвести под харьковом. Ни даты ни даже месяца

раскрыть ветку 3
+2

И мой под Харьковом, но дата есть

раскрыть ветку 2
+52

Вечная память погибшим за Родину!!!!

раскрыть ветку 8
+9

И вечное напоминание о недопустимости новой войны.

раскрыть ветку 7
+2

Да кто спрашивать будет.

раскрыть ветку 6
+7
В строке Truppenteil написано Inf. Reg. 93, т.е. 93-й стрелковый полк. Хотя тоже как-то не вяжется со Смоленском.
раскрыть ветку 9
+12

Насколько я сумел нагуглить, 93-сп (а до этого - гсп) в 1941 под Смоленском не был. В 1942 воевал под Харьковом, снова не то. Тут лучше на специализированных форумах спрашивать, где сидят всякие "исаевы", способные повзводно перечислить части РККА в любой день.


Полк необязательно был стрелковый. Я сейчас просмотрю все, которые участвовали под Смоленском в 1941, но вряд ли что-то найду.

раскрыть ветку 1
+4
Вам огромнейшее человеческое спасибо!
+4

93 в 1943 можно увидеть на этом видео (на паузу нажмите в 1:24):

https://www.youtube.com/watch?v=VA9QBHDtfCQ&t=84s

Иллюстрация к комментарию
+4
Спасибо большое. Попробую поискать информацию о 93 стрелковом.
раскрыть ветку 4
+6
Мой прадед попал в плен 11.10.1941 в Вязьме (Смоленская область), тоже был в этом концлагере. Ему повезло, выжил, вернулся спустя год после освобождения. Только в 2015 году узнали, где был, даже кем там работал. (никогда не говорил про концлагерь и войну).
У него последнее место службы значится СП.
раскрыть ветку 2
+1
Знаете, мне кажется, что ошибка там в номере полка. Или не стрелковый он.
+3

Да , мне тоже так кажется

+6

Фото захоронения в Вильнсдорфе взято из интернета. К сожалению могилу Торбенко Ивана найти не смог.

Возможно, потому, что Шталаг 4 находился не в Винльнсдорфе, а в Мюльберге, Саксония. У вас на карте место отмечено неправильно.


Вот это место: https://www.google.com/maps/place/Prisoners+of+War+Camp+M%C3...

раскрыть ветку 13
+2
О месте захоронения узнали здесь
http://poisksvoih.ru/viewtopic.php?f=92&t=1184
но возможно ошибка
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 12
+2
Вот это кладбище находится ближе всего к месту, где был лагерь (говорит Гугл карты)
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+2
В этом скрине как раз стоит адрес Мюльберг
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 9
+6

Могу быть не прав - но мне кажется, что дата - это день в который ваш родственник попал в это лагерь или был составлен этот документ.

+5

В Смоленской области в 1942 году, конечно же, боевые действия велись. И ещё какие!
Потому что Сычевка и Вязьма - это как раз Смоленская область.
Вторая сычевка началась позже, но на 17.07.1942 попадает немецкая операция "Зейдлиц", где немцы отчитались о 30 тысячах пленных. Как раз 17.07 додавливали последние очаги сопротивления.

93 стрелковый полк очевидно не подходит. Но есть 93 гвардейский стрелковый полк 29 гсд - летом 1942 был на южном фасе Ржевского балкона, Смоленская область (по опыту скажу, что немцы часто то, что под Ржевом происходило, записывали в" Смоленск"). Там было в требуемое время затишье и позиционный фронт, но это не значит, что не было убитых, раненных и пленных.

Я бы посоветовал сделать примерно так:
1. зайти на сайт "память народа";
2. начать вбивать там подряд "93 танковый полк", "93 стрелковый полк", "93 артиллерийский полк" и так далее. Точнее, начать с дивизий и спускать по иерархии ниже;
3. соответственно, там же на прилагаемых картах смотреть боевой путь и местоположение в описываемый период.
Так, может быть, и получится что-то отыскать. Хотя бы прикинуть.
Иначе без личной поездки в ЦАМО может и не обойтись. Потому что может оказаться, что поймали вашего деда в июле 1942 года, но на самом деле он из разбитых осенью 1941 года частей и скрывался где-то в деревне на выселках.

раскрыть ветку 1
0
Скорей всего 1941
#comment_133500755
+5

@fantasticWas, подскажите, пожалуйста, а где ваша мама нашла этот документ? Есть базы какие-то оцифрованные? Там по лагерям только информация или другие есть документы тоже?

раскрыть ветку 7
+7

Вот например http://www.dokst.ru/main/node/1118

раскрыть ветку 4
+2
Присоединюсь к вопросу, что с индефикатором дальше делать,267913
+2
А дальше по индентификатору что можно определить?
Вот мой дед Иванов Лаврентий.
301219 это индентификатор.
раскрыть ветку 1
+4

водяные знаки на документе говорят сами за себя - мемориал

раскрыть ветку 1
+1

Я и не увидел с телефона в ночи, спасибо :)

+13

Это получается на каждого заключенного составлялась карточка, и документы дошли до наших дней? Вот уж эти дотошные немцы...

раскрыть ветку 35
+18

Именно. И до сих пор судьбы людей можно узнать именно благодаря такой вот педантичности немцев. Если, конечно, человек считался пропавшим без вести в СССР, и был в плену у немцев. Есть сайты немецкие для поиска людей, которые предположительно были в лагерях\плену.

раскрыть ветку 7
+8

доброй ночи. Не подскажете, дед выжил в концлагере, но не рассказывал где был.  Умер в 1994 году. Где можно найти информацию?

раскрыть ветку 6
+5
Удивлю тебя, но и на каждого пленного немца составлялись в Советском Союзе карточки и заводились дела. Сейчас архивы открыты и внуки тех пленных получили доступ к этим записям. И да, русские ещё дотошнее.
раскрыть ветку 1
+3

Русские самые самые за что бы ни взялись, никто не спорит.

+3
Так и есть, у них все было подсчитано, золотые зубы, волосы, пепел...
раскрыть ветку 19
0

Зато у нас без счёта всё было.. Особенно в первый год войны, бардак полнейший везде (в канцелярии соответственно тоже). Вот и наблюдаем: пропал без вести (день неизвестен, пишут месяц, обстоятельства неизвестны), в документах архивных полк такой-то, а в итоге выясняется, что этот полк вообще сформирован через год после события, и боевой путь начал за 1000км, и так далее...

раскрыть ветку 18
+1

В теории - да, но, к примеру, на Мемориале на своего прадеда я нашел только "зеленую карточку", из которой следовало, что он попал в Шталаг 323, который находится на территории современной польши (Gross Born Rederitz, ныне, насколько я помню, Borne Sulinowo). Кроме этой карточки ничего нет - http://www.dokst.ru/main/content/vydacha-spravok/grazhdane-s... - тут есть про типы документов, которые составлялись с их описаниями.


В какой-то момент, когда эта инфа только появилась на сайте Мемориала, я уточнял на разных форумах у тех, кто давно исследовал этот вопрос, есть ли шанс найти другие документы. Как мне объяснили, в том лагере мало кто пережил первую зиму.


Я делал запрос в Бад Арользен (https://www.its-arolsen.org/), они, судя по всему, добросовестно искали несколько лет, после чего прислали мне письмо:

"наша розыскная работа теперь завершена. К сожалению, судьбу Вашего прадеда мы установить не смогли. Проведённые нами поиски, прошли с отрицательным результатом."


Я слышал такое мнение, что до сих пор оцифровано дай бог 15-20% документов тех времен, так что, видимо, надо периодически возвращаться к теме - мало ли, вдруг появится что-то новое.

0

К сожалению советские военные архивы всё ещё засекречены либо уничтожены, поэтому сравнить педантичность удастся возможно лишь нашим внукам.

раскрыть ветку 3
+2

У моей матери хранятся копии описи вещей, которые изъяли при обыске у моей прабабушки перед арестом. Довольно подробный документ, жаль остальные документы из времени следственной работы и ее заточения мне недоступны.

+3
Ты не прав. Архивы уже лет тридцать как открыты.
0

А тут чувак вышет, что все записывалось так же и все открыто, и все можно посмотреть)

+3
Калачёвского района?
раскрыть ветку 1
+3
Все верно "Калачёвского", спасибо, что поправили
+2

ferret84, по-моему зря сомневается в своем предположении - в каждой дивизии участвовавшей в Смоленском сражении по 3 номерных полка , плюс к этому - выходящие из окружения, плюс приданные части - 93 полк может быть откуда угодно - надо копать к чему он относился. И попал в плен он скорее всего 17 июля (там ниже строчкой написано 17. 7 смоленск) - а это первый этап сражения (с 10 по 20 июля).

раскрыть ветку 5
+3
Спасибо. Попробую поискать информацию в этом направлении.
+1
93-й сп тогда входил в 76-ю горнострелковую дивизию. Их вообще в Иран отправили в августе.
+1

Абсолютно согласен!

+1

Да не идет тут 41-й год, не было там 93й дивизии

раскрыть ветку 1
+2

Там не дивизия - там сокращение "inf. reg"  - reg  - это Regiment т.е. полк

+3
Дед был в Аушвиц, ему было 5 лет, там умерла его старшая сестра, даже на старости лет рассказывал всё до мельчайших подробностей, со слезами. Конченые мрази.
раскрыть ветку 1
+1

Поделитесь.

+3

Вот почему именно такие истории заставляют думать: "Чтобы помнили". Заветы дедов и их слова: "Лишь бы не было войны". В фотографиях дедов и прадедов, история, судеб  которые передаются из поколения в поколение. Им хочется сказать: "Спасибо, что защитили". Но не веришь той браваде, которая царит на тв, интернатах,  когда все святое давно стало разменной монетой в спорах поцреотов.


Fantastic, спасибо за искренность

раскрыть ветку 1
+4

"Чтобы помнили". Заветы дедов и их слова: "Лишь бы не было войны".

Тем не менее, всегда подразумевали готовность встать на защиту Родины. Также подразумевалась гордость за Победу, а не невнятные фанерки на Мавзолее.

+1
Автор расскажи где твоя мама нашла эти документы? Возможно и мне получится своего прадеда найти?
раскрыть ветку 1
+1
Первая ссылка в посте
+1
Мой прадет погиб под Смоленском в 42
+1
Слушайте,народ,а как вообще можно прадеда найти?где погиб, где похоронен? У меня дедушка очень хочет узнать о судьбе своего отца,но из инфы-ФИО, дата рождения и место жительства. Я не знаю чем помочь, но очень хочу!
+1

Наконец-то увидел как выглядит метрика.

+1
На последней фотографии написано " не разборчиво. Приказ от 10.1.40 подтверждён 26. Мая 1942" Не понятно в каком контекте.
+1
Сражения были в Гжатске ( ныне Гагарин) рядом с Вязьмой.
+1
Интересное дело. @fantasticWas удачи Вам в поисках 👍🏻
раскрыть ветку 1
0
Спасибо.
+1

если таки думать про 42ой год, можно углубиться в историю партизанского движения в смоленской области, может что-то выищется

0
Рискуя быть заминусованным всё-таки спрошу: вот тут выкладывают посты про предков - героев второй мировой, а есть ли у кого предки - полицаи?
0
Точно знаю, что мой прадед пропал без вести в феврале 42 ого как раз под Смоленском. Так-что в 42ом бои там велись
раскрыть ветку 1
+1
Соврал, не в феврале, а в августе
0
Обычно у таких листов есть оборотная сторона. Поищите и ее тоже, там должен быть список лагерей если переводили и кажется отметки о посещении ревира.
0

Мой дед в начале был зачислен в погибшие в пленёну, потом признан пропавшим без вести под Старым Осколом, последнее письмо от туда в 43, а вот на его брата карточку нашёл, они служили вместе

Иллюстрация к комментарию
0
Просто спасибо всем не без различным по этой ситуации
0
Мюльберг, а не Мельбурн. Если местоположение на карте указано верно, то это не Саксония, а Гессен.
-4

А я больше в ахуе, что в концлагерях рождались дети. Дал бог зайку, даст и лужайку.

раскрыть ветку 1
0

Вы не понимаете. Во первых в концлагеря попадали и беременные. Узи не было, поэтому на ранних сроках женщина могла и не знать.

Во вторых, читала мемуары и разные рассказы - в конслагерях, понимая, что скорее всего человек обречен и шансы на благоприятный исход маловероятен - люди хотели иметь хотя бы малюсенькую радость. Они не думали так глобально. Они хотели кусочек счастья, хотя бы маленький. Были какие-то внутренние приказы в лагерях, о наказании за секс между уздниками. Не знаю, как сказать корректнее. Но это был повальный бум. Конечно кто-то после таких встреч беременел.

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: