Боязнь потерять заказчика: на грани здравого смысла
Как же часто я слышу от предпринимателей, насколько важен для них заказчик. Настолько важен, что ему позволяется ограничивать подрядчика и пренебрегать его интересами уже на этапе подписания договора.
Конечно, понятно, что у крупных заказчиков есть свои правила взаимодействия, и остальные должны соглашаться с ними, если хотят получить контракт. Но все же подрядчикам нужно понимать границы этого бесправия.
Вот вам пример:
Заказчик — одна из региональных «дочек» «Национального достояния».
Читаем договор, а там, естественно, всё по классике: подрядчик обложен санкциями за всё подряд, а заказчик максимально защищен ограничением неустойки и подсудностью в третейском суде, его же суде, где решение будут принимать трое, двое из которых — со стороны заказчика.
И вот сидит такой клиент (подрядчик) и говорит о том, как ему срочно нужны деньги, а заказчик должен 50 млн уже давно и не платит.
При этом даже претензия не направлена. А почему? Клиент объясняет это тем, что заказчик обидится и больше контрактов не даст.
А много ли контрактов давал заказчик? Оказалось, что только один, и на горизонте новых не предвидится.
Получается странная ситуация.
Подрядчик сидит в долгах, не может даже зарплату заплатить своим людям.
Работы по другим проектам под риском остановки, а это означает дополнительные санкции и убытки.
Что в итоге? Бизнес начинает захлебываться и тонуть.
А ради чего? Ради сомнительной надежды на новые контракты с сомнительным договором и столь же сомнительными перспективами получения денег, даже при добросовестном исполнении подрядчиком своих обязательств.
Иди и взыскивай СВОИ деньги!
Вывод у меня получился такой:
Ценность вышеописанного типа контрактов как минимум неочевидна. Подозреваю, что они даже вредны, так как правовой баланс в них полностью отсутствует.
Подрядчик не может управлять ситуацией и по сути находится в заложниках у заказчика с риском не только не получить деньги за работы, но и нарваться на крупные штрафы и неустойки.
Возможно, иметь диверсифицированный реестр заказчиков поменьше, но с хорошим договором и понятными правилами, экономически более выгодно.
Однако для этого требуется быть по-настоящему конкурентным и предлагать рынку качественные решения и ценности.
