13

Боевой траншеекопатель (культиватор №6)

Приветствую, видеоверсия:

Текстовая версия:

Первая мировая война, позиционное сопротивление достигает своего апогея. Вооруженная борьба ведется на сплошных фронтах с глубокоэшелонированной обороной, солдаты месяцами не вылезают из траншей. Наступательные операции неэффективны, и даже при благоприятном завершении приводят к ограниченным результатам. Данная тактика была продиктована неспособностью обеих сторон осуществлять прорывы обороны соперника.

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

В межвоенный период 20х-30х годов, ни у кого не было сомнения, что будущая война будет также позиционной. Строились Линия Мажино (названная в честь военного министра Андре Мажино), Линия Зигфрида (так же называлась Западный вал), Линия Сталина, Линия Маннергейма и прочие оборонительные укрепления. Одновременно с этой тенденцией разрабатывались и различные методы прорыва такой глубокоэшелонированной обороны. Одна из таких идей родилась у Уинстона Черчилля.

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

Еще в первую мировую войну, когда Черчилль был назначен Первым Лордом адмиралтейства, он участвовал в создании Комитета по сухопутным кораблям. Этот комитет заниматься проектированием и постройкой того, что во время Первой мировой войны получило название танк. Примерно в то время у него и родилась идея создать боевой траншеекопатель.

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

По задумке, данная машина должна была под покровом ночи и под канонаду артиллерии, рыть траншею до позиций противника. Траншея должна была быть существенных размеров, так как за траншеекопателем шли войска и танки. Сама машина должна была быть легко бронированной и безоружной. После того, как передовая линия обороны противника была бы прокопана, машина превращалась бы вы плацдарм для выхода пехоты и техников из траншеи.

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

Разработка машины началась в 1939 году, несмотря на большой скептицизм Военного Ведомства Великобритании. Траншеекопатель получил рабочее название – Культиватор номер 6. Черчилль объяснил свою идею Директору военно-морского строительства сэру Стэнли Гудолу. В октябре проект перешел помощнику Директора – Хопкинсу, конструктору кораблей. Ему было поручено создать команду инженеров, которая смогла бы воплотить идею в металле. Так, под эгидой Министерства снабжения, в полной секретности был создан Департамент Военно-морского Наземного Оборудования – NLE (Department of Naval Land Equipment). В свою очередь это сокращение породило шуточное имя Нэлли для разрабатываемой машины.

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

Есть версия, что прозвищем траншеекопателя было “Белый кролик номер шесть”. Данное прозвище объяснялось символичным умением Черчилля “доставать свои идеи из шляпы”. Что за предыдущие 5 идей выдал Черчилль не ясно. В начале Второй мировой войны значительная часть Адмиралтейства переехала в город Бат графства Сомерсет, и здесь, в Grand Pump Room Hotel, к разработке подключился еще один человек – Франк Спаннер. Интересный случай произошел с еще одним участником команды – Сесилом Кларком. В апреле 1940 года он направил свои наработки похожей машины в одно из военных министерств (только его машина несла заряд взрывчатого вещества и должна была взрывать укрепленные позиции). Какого же было его удивление, когда Советник Черчилля по науке Профессор Линдман сообщил ему, что работы над похожим проектом ведутся, и включил его в группу разработки.

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

И так, команда разработчиков была готова, а непосредственное производство передали фирме Растон-Бакюриз Лимитед (которая была основана 1930 году). Компания специализировалась на экскаваторном оборудовании. Компанией было предложено разделить Культиватор на 2 типа – пехотный (инфантри) и более широкий танковый (названый офицер).

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

6 Декабря 1939 года Черчиллю было заявлено о возможности производства 200 машин к Марту 1941 года. Черчилль дал добро, но количество машин к производству все еще обсуждалось. За основу конструкции был взят танк Mark IX.

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

Миниатюрная модель размером 122 сантиметра была изготовлена в тайне специалистами фирмы Бассет-Ловке (или Левке) все в том же Grand Pump Room Hotel. Эта фирма занималась созданием моделек железных дорог, поездов и кораблей. Моделька была упакована в длинную коробку, напоминающую гроб, и отправлена в Лондон.

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

Также эта миниатюрная модель (или возможно другая) была задействована для убеждения французов поддержать проект – и они согласились. Французы даже начали собирать пробу грунта около Линии Зигфрида, для того чтобы специалисты смогли определить наилучшие направления для атаки.

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

22 января 1940 года фирма Растон-Бакюриз получает официальный заказ на производство, а 7 февраля 1940 года получает одобрение Правительства на постройку 200 пехотных и 40 танковых модификаций культиватора. Изначально, планировалось поставить 1000 сильный, 27 литровый, V-образный, бензиновый, авиационный двигатель Роллс-Ройс Мерлин, однако Королевские военно-воздушные силы Великобритании восприняли эту идею в штыки, так как все двигатели уходили на самолеты, и они отказались выделить даже один.

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

Пришлось переделывать всю схему траншеекопателя. Тогда был принят вариант с двумя дизельными двигателями Paxman-Ricardo мощностью 600 л.с. каждый. Один двигатель занимался перемещением машины, а другой приводил в действие копательную часть со всем ее механизмами.

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

Траншеекопатель состоял из двух частей. На первой (передней) части располагался плуг, которой регулировался по высоте. Он разрезал землю и выдавливал ее на поверхность примерно с глубины 75 сантиметров. Другие 75 сантиметров грунта выкапывались некими подобиями грунта зацепов (два ролика снизу), которые кидали землю под плугом на конвейеры, торчащие в конце первой части машины. Земля с этих конвейеров насыпалась на края траншеи, создавая насыпь примерно в 60 сантиметров. Длина передней части составляла 9 метров 30 сантиметров, ширина – 2 метра 21 сантиметр, высота – 2 метра 62 сантиметра, вес около 30 тонн.

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

Задняя часть траншеекопателя состояла из двух секций, чтобы в случае необходимости не возникло проблем с транспортировкой, там находилось транспортное отделение и силовая установка. Массогабаритные размеры первой секции были следующими: длина – 7,11 м, ширина – 1,91 м, высота – 3,18 м, вес – 45 тонн. Вторая секция была чуть побольше: длина – 8,64 м, ширина – 1,91 м, высота – 2,62 м и вес 55 тонн.

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

Скорость движения в грунте составляла от 500 до 1000 метров в час или примерно 5 км в час на поверхности. Ширина гусениц составляла 61 сантиметр. В полностью собранном виде длина траншеекопателя составляла 23 метра 62 сантиметра, вес 130 тонн, за час машина могла перемолоть примерно 8000 тонн грунта. Изменение направления во время движения было минимальным с помощью гидравлических затворок по обеим сторонам машины. Для избегания крена машины было предусмотрено сбрасывание определенного количества грунта обратно в траншею и под гусеницы.

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

Уже шла Вторая мировая война и блицкриг немцев во Франции в 1940 году, показал, что позиционной войны как в Первую Мировую уже не будет. Вся концепция использования траншеекопателя подкосилась. В середине 1940 года, когда боевые действия во Франции уже завершились, Черчилль написал письмо Айронсайду (начальнику генштаба), в котором изложил свою точку зрения на проект:

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

“Изменения, которые внесла война, доказывают эффективность Культиватора №6, однако, его больше нельзя рассматривать как основной метод прорыва вражеского фронта. Возможно, он найдет применение в отдельных операциях (оборонительных или наступательных). Я предлагаю Министерству снабжения сегодня же сообщить о необходимости снижения производства в 2 раза. Возможно, через несколько дней и в 4 раза. Высвободившиеся мощности предлагаю задействовать в создании танков”.

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

К этому времени в постройке находилось 33 машины, но у военных успело сложиться твёрдое мнение о непригодности этих машин в боевых условиях. И всё же, один “боевой культиватор” был достроен к июню 1941 года и доставлен на полигон для испытаний. Обозначение Cultivator No.6 к этому времени вначале заменили на N.L.E. Tractor, а затем на N.L.E Trenching Machine Mark I. Впрочем, более употребительным осталось название Нэлли, которое закрепилось за этой машиной в мае 1941 года.

Боевой траншеекопатель (культиватор №6) Культиватор, Траншеекопатель, Уинстон Черчилль, Cultivator, Великобритания, Видео, Длиннопост

Впоследствии было достроено ещё три “пехотных” и один “танковый” траншеекопатель, которые проходили испытания до середины 1942 года. Несомненно, об их боевом применении речь не ставилась – военным была интересна скорее сама концепция “подземного прорыва” и её практическая реализуемость. По всей видимости, результаты испытаний были не слишком перспективными и в скором времени проект N.L.E. был заброшен. Окончательно судьба “боевых культиваторов” решилась в 1950 году, когда последняя машина была отправлена на металлолом.


Спасибо за внимание.

Больше статей Вы можете найти на моем канале Яндекс.Дзен:

https://zen.yandex.ru/hazardtv


Если Вам больше нравиться смотреть видео, то заходите на мой youtube-канал:

https://www.youtube.com/user/m5hadagan/


Instagram канала:

https://www.instagram.com/hazard_tv/

Найдены дубликаты

+1

"Останови свой траншеекопатель,

Выйди на берег траншеи!

0

Никогда не слышал о подобной машине. Было интересно, тлько вы недостаточно проработали текст - сбиваетесь на названиях да и постоянно монотонно читаете.

раскрыть ветку 2
0

Да, работаю над этим, посмотрите последние видео, я там испраавился)

раскрыть ветку 1
0

посмотрел, там гораздо лучше. В этом прям очень слышно.