Американские байки 12. Бум!

Американские байки 12. Бум! США, Паровоз, Видео, Длиннопост

Итак, условия для промышленной революции созданы — законы соблюдаются, суды работают, налоги снижаются, земли продаются, население увеличивается. Ничто в США не мешало вкладываться в производство и получать прибыль. Мешали в Англии, законодательно запретившей вывоз в Америку чертежей и описаний станков, дабы не плодить конкурентов в машиностроении. Но нашелся ловкий малый с феноменальной памятью.

Сэмюэль Слэйтер (Samuel Slater) с десяти лет работал на ткацкой фабрике в английском Дербишире, в 21 год свалил в Штаты и за 4 года по памяти воссоздал натуральную ткацкую фабрику в местечке Потакет, Род-Айленд, издавна пиратском краю. В 1793 году в Америке открылась первая ткацкая фабрика. Первых рабочих — детишек в возрасте от 7 до 12 лет — Сэмюэль Слэйтер нанимал лично! Ваш тринадцатилетний балбес таскает двойки из школы и шпилит в айпадике? В Америке он не имел бы шансов устроиться на работу — старый пердун! Брали на работу только амбициозных и перспективных щеглов семи лет.

Дальше дело техники. Ткацкие фабрики компании Samuel Slater & Company открылись в Коннектикуте, Нью-Гемпшире и Массачусетсе. Сэмюэль получил в Америке титул "Отца технической революции", а в Англии прозвище "Слэйтер-предатель" (Slater the Traitor). Вместе с открытием контрафактных ткацких фабрик подоспело американское изобретение номер один на все времена, сделавшее США мировой державой. Нет, не айфончик!

Коттон-джин!

Американские байки 12. Бум! США, Паровоз, Видео, Длиннопост

Агрегат на фото — хлопкочистительная машина, которую в 1793-м году запатентовал Эли Уитни. Машина, как ясно из названия, очищала хлопок от семян и примесей и при этом, в отличие от беззаботных негров, делала это в сотни раз быстрей и качественней. С внедрением машины себестоимость хлопка обрушилась ниже плинтуса. Засевай да собирай. Остальное машина сделает! Американские плантаторы, ковырявшиеся с подешевевшими табаком и кукурузой, смекнули, что с такой чудо-машиной выращивание хлопка сделает их олигархами, в портянках от Версаче ходить будут! На оплату патента плантаторы – все как один серьезные бойцы за Независимость и Свободу! – благополучно забили. Не за это воевали! Изобретатель получил от них только сердечную благодарность и, возможно, поджопник, если вздумал бурчать!

Главный урок: американскую экономику построили натуральные пираты, которые с прибором клали на интеллектуальную собственность!

Тут небольшое отступление в сторону Британии. Как помним, Британия была цитаделью копирастии и берегла монополию на промышленное производство — это раз, и на торговлю с Индией — это два. В промышленных масштабах хлопок тогда выращивался в Индии, откуда морем доставлялся в порты Манчестера и Ливерпуля. Там же стояли–гудели ткацкие фабрики, с которых готовая хлопчато-бумажная ткань загружалась обратно на корабли и втридорога продавалась по всему миру. Незначительную конкуренцию индийскому хлопку составлял хлопок, производимый французами в Луизиане и транспортировавшийся в далекий город Лион, родину жаккардового станка, где тоже стояли–попукивали ткацкие мастерские.

После Луизианской сделки французские хлопковые плантации оказались посреди Америки и жизнь плантаторов заиграла новыми красками! Тут же разгорелись дебаты по поводу рабства на новых территориях. Не забываем, что застрельщиками создания США были северные штаты, созданные пуританами, отвергавшими любые виды рабства. Вопрос разрешения или запрещения рабства никаким образом не касался негров. Это был вопрос по поводу религии – может ли один человек угнетать другого только на основе собственного происхождения? Пуритане считали, что нет, не может. Может только нанять или подкупить, но никак не приобрести на рынке словно песика или какую другую зверушку. Все прочие американцы кивали головами и приценивались к рабам, которые стоили очень дорого. Покупку раба мог оправдать только очень рентабельный бизнес, например, плантаторский. Пригнать на фабрику и поставить к станку негра считалось бестолковой затеей. Гораздо дешевле было нанять подростка из трущоб и платить ему 5 долларов в неделю. При этом он жил с родителями, кормился и одевался самостоятельно, никаких хлопот! Эх, провести бы еще к плантациям путепровод из городских трущоб!

В 1820 году Конгресс принял соломоново решение, так называемый Миссурийский компромисс: рабство разрешалось в новом штате Миссури и на территории Арканзас, где оно исторически существовало с испано-французских времен, но запрещалось на остальной дикой территории к западу от штата Миссури и к северу от широты 36°30.

Плантаторы дружно взялись за работу. Нет времени прохлаждаться!

Хлопкоочистительная машина — есть! Ткацкие фабрики — есть! Спрос — огромадный! Инфраструктура готова полностью! В общем, вся пригодная для выращивания хлопка территория США стала использоваться именно для выращивания хлопка и получения колоссальных прибылей. США на монополию индийского хлопка положили — как написано выше — огромный пиратский прибор. Индия и ее флегматичные индусы с ходу проиграли конкуренцию шустрым неграм и малой механизации. Центр мирового производства хлопка переместился на юг США .

Американские байки 12. Бум! США, Паровоз, Видео, Длиннопост

Сбор хлопка. В Узбекистане во времена СССР за неимением негров использовали школоту и студентов.

На Севере тоже не скучали. После того, как в Европе изобрели паровозы и пароходы, стало ясно, что скоро их пиратские версии появятся в Америке. Так и случилось! В 1802 году в Шотландии построили пароход для буксировки барж «Шарлотта Дандес», а в 1807 году на реке Гудзон объявился двойник - колесный пароход Р. Фултона "Клермонт".

Американские байки 12. Бум! США, Паровоз, Видео, Длиннопост

Пароход "Клермонт" или "Пароход Северной Реки"

Спустя несколько лет пароходы десятками сновали по рекам Миссисипи и Огайо. В 1830-х годах - больше 1200. Как мы помним, Камберлендская дорога, связывавшая приток реки Огайо с Северными Штатами уже была построена. Дорога, конечно, хорошо, но железная дорога лучше! Тем более в Европе уже появились паровозы и в 1825-м году там построили первую железную дорогу! Ушлые американцы не дремали. Между городами Балтимор и Огайо протянули рельсы, и 24 мая 1830 года запустили первые поезда на английской тяге. Спустя три года там уже сновали отечественные, американские паровозы:

Американские байки 12. Бум! США, Паровоз, Видео, Длиннопост

"Tom Thumb" (мальчик с пальчик) - первый американский паровоз

За двадцать лет построили 14,5 тыс. км железных дорог и использовались они для перевозки грузов в том числе. Но это случится позже.

А пока в 1822-м году укротители Наполеона, так называемые члены монархического Священного союза в составе Австрии, Пруссии, России, Британии и Франции собрались на Веронский Конгресс, чтобы позаседать на тему "Как жить дальше?" В повестку дня включили следующие вопросы:

революция в Испании;

беспорядки в Латинской Америке;

прекращение работорговли;

разное.


Постановили революцию осудить, беспорядки в Латинской Америке путем военной интервенции прекратить, работорговлю запретить, ну и вообще.


Если первый пункт по поводу испанской революции американцев никаким боком не касался, второй — слегка беспокоил, то третий пункт вызвал бурление и негодование. Какое такое прекращение? Растущая экономика в целом и хлопковые плантации в частности требовали новые бесплатные руки. Да и к чему вот это все, господа? Официальный завоз негров в США запрещен законодательно самими американцами в лохматом 1808-м году. С нарушителями закона сами как-нибудь разберемся, скажем "Ай-яй-яй!" и пригрозим "А-та-та!" Как смеют какие-то европейцы совать свои монархические носы в чужие республиканские дела? Надо залупиться в ответ! Ну, например, по поводу латиносов!


2 декабря 1823 года президент Джеймс Монро выступил перед Конгрессом с доктриной, что отныне США кладут беззаботный прибор на все европейские безобразия, но с европейцев алаверды! Нечего им делать в Западном полушарии! Со своими рабами мы разберемся сами, а латиносы пусть самостоятельно решают, как им жить и какие правительства выбирать без всякого европейского вмешательства. А если кто вмешается, тому не сдобровать! Война за независимость в Латинской Америке к тому времени тянулась 12–й год, а началась с далеких Пиренейских войн Наполеона, про которые все порядочные люди забыли. США, как мы помним, в то время удачно подрезали у зазевавшихся испанцев Флориду.

Американские байки 12. Бум! США, Паровоз, Видео, Длиннопост

герой войны Латинской Америки против Испании Симон Боливар

После выступления Монро война в Латинской Америке сошла на нет. Испания без европейской помощи потеряла все американские колонии, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико. На карте мира проросли экзотические образования: Мексиканские Соединенные Штаты, Федерация Центральной Америки, Колумбия, Перу, Чили, Боливия и Аргентинская Конфедерация.

Фух! Тяжесть с плеч! Америка получила новый рынок сбыта для своей незатейливой продукции и показала европейцам, кто в Западном полушарии хозяин. Можно заняться собственным обустройством.

В 1825-м году власть президентов-плантаторов кончилась. На сцену вышли промышленники и финансисты. Надо заметить, что сокрушительная победа Джеймса Монро на выборах 1816 года печально сказалась на Федералистской партии. Как писал ранее - федералисты выступали за могучую руку, несокрушимую волю, сильный федеральный центр и возможность немного поживиться на откатах. С победой третьего подряд республиканского Президента "эффективные менеджеры" поняли, что надо мутить новый проект. Нужна новая партия, примерно как "Единая Россия" после "Наш дом - Россия". И они ее сделали! Но чуть позже. Сначала победили без всяких партий, как сказал позже лидер одной мировой державы: "подкуп, шантаж и провокация - наше все!"

асдербайки

13 постов24 подписчика

Правила сообщества

Только авторские посты.