5

Когда главная угроза для проекта - это его успех⁠⁠

У меня тут есть свежая история от знакомых. Т.к. я не только разработчик, но и потихоньку предпринимательством занимаюсь, общаюсь иногда в кругу таких же. В нашей отрасли в последние 5-10 лет небольшой спад и многие потихоньку переходят в другие направления бизнеса.

Есть у меня пара человек, которые "ушли в IT". Ну как ушли... ни один из них разработчиком не является, но что-то там пишут с помощью LLM. Один раз за чашкой чая решил я узнать подробности дела у одного из таких знакомых. Пережить услышанное без нервного срыва не помог даже чай.

Короче человек написал с помощью дипсика площадку (и уже запустил даже). С помощью бесплатного дипсика, замечу. Без гита, без миграций. Чтобы добавить какие-нибудь изменения требуется остановить сервер и заново все там деплоить с нуля. 3 часа простоя при условии, что ничего не наебнется. И это я еще не лез в устройство хранения данных пользователей. Чисто потому, что в мои годы сердце уже не железное.

Самое смешное, что эта штука вполне себе работает и там даже какая-то жизнь имеется. Правда, в простое почему-то требует 3 ядер (из которых 2 сжирает база данных). Просто для сравнения - мой плюс-минус схожий по функционалу проект жрет около 12% от одного ядра (ядра, естественно, разные).

И тут возникает забавная ситуация, когда для проекта худшая перспектива - это его успех. Потому что если туда придет нормальная нагрузка и что-то отвалится: никто не будет понимать, как чинить этот самодельный дипсик-сервер. Более того, никто не будет понимать даже как понять, в чем конкретно проблема. И сделать ничего нельзя будет, кроме того, чтобы быстренько попробовать написать такой же.

Короче я к чему. LLM без опыта в программировании - крутая штука, когда вы пишете что-то, что можно быстренько визуально проверить, запустить и, при необходимости, переписать за пару дней. Например сайт-визитку или какой-нибудь лендинг.