Ответ на пост «Лучшее образование в мире»
Оооо, да
Давайте по пунктам пройдемся:
1. Закладывание какой-то какой-то фундаментальной базы: нет, извините, чуть выше уже напомнили про заряжание банок с водой.
Люди обладающие фундаментальной базой таким не занимаются, у них по идее развито критическое мышление и научный подход.
2. Доступность образования - да, безусловно. Образование мог получить каждый. Правда, программа была такой, что была рассчитана на "среднего ребенка со средним интеллектом"
3. Про среднего ребенка со средним интеллектом ничего не сказано в посте, но не могу не пройтись - если школьник отставал, то его можно было оставить на второй год, да. А если справлялся лучше/быстрее?
4. О справедливости оценок. Очень интересно, откуда взята информация? Я застал остатки педагогического состава со времён СССР, и все что я от них видел - это проверка на следование учебнику. Всё. Не по учебнику - неправильно, оценка снижена. Мотивация ученика была из страха наказания (в том числе физического или морального унижения), а должна быть в том, чтобы понять изучаемый предмет, узнать что-то новое.
Кстати, с учителями родом не из советского союза - вполне можно было именно изучать предмет, а не заучивать.
5. Насчёт достойной оплаты - ну тут просто ложь. Ну не было достойной оплаты у учителя.
6. А насчёт уважения учителей учениками - его было больше, потому что довольно многие путают боязнь и уважение. Не счесть историй с рукоприкладством и психологическим насилием, которому ученик не мог никак противостоять, потому что "правда" всегда на стороне взрослого. Сейчас, с развитием технологий, стало гораздо проще доказать факт того, что учитель позволяет себе лишнего. А восприятие этих событий психика пытается сгладить, поэтому в зрелости или старости все эти истории воспринимаются как что-то если не смешное или умилительное, то как минимум "незаслуживающее внимания". Ну и в целом, в советском союзе буквально вся государственная политика была построена на подчинении авторитету.
В целом - образование в советском союзе было массовое со всеми плюсами и минусами. Цель была в том, чтобы как можно оперативнее поставить нового человека к станку, в том или ином виде, и они справлялись.
Не надо делать из советского образования идола, как впрочем и монстра. Для своего времени, для закрытых границ и отсутствия перспектив в других странах (поди выберись туда) система была рабочей. Сейчас, когда человек может выбирать страну проживания и вообще получать информацию о ситуации в мире из альтернативных государственным источников такая схема уже будет работать гораздо хуже и утечка мозгов будет принимать невероятные масштабы.
Так как внезапно накаталось слишком много знаков и в отвечаю отдельным постом, сразу уточняю: есть отличия и в позитивные и в негативные стороны в зависимости от действующих лиц, я же говорю об общих тенденциях.