12
Мото
Серия Мотоновости

Продолжение поста «HEX EZ-Can - что-то на богатом для мотоциклов»

Привет, я Noado и я пишу авторские посты о мотоциклах. Если помните, некоторое время назад выходил обзор на HEX ezCAN. В двух словах, это устройство, позволяющее читать данные о мотоцикле, передаваемые по CAN-шине и управлять другими устройствами, составляя сценарии вида "одновременно с левым поворотником выключать желтый провод (левый фонарь)" или "дублировать поведение стоп-сигнала на синем проводе (стоп на кофре)" или "при включении штатного подогрева ручек на единичку включить красный вывод на 60% мощности (подогрев сиденья)". Весь этот функционал позволял существенно расширить возможности допэлектрики, не вмешиваясь при этом в штатные цепи мотоцикла.

Недавно HEX обновили прошивку своих устройств, представив поддержку ezBUS. Новый режим позволяет переключить белый вывод в мультиканальный режим, навесив на него множество нетребовательных потребителей, например: выключатель, плашка на кофр со стоп-сигналом и поворотниками, дополнительные стоп-сигналы, дополнительный свет (ДХО). Суммарно таких устройств может быть подключено до 16 штук количеством или до 15 Ампер суммарным потреблением тока.

Конечно же, речь идёт о проприетарных устройствах компании HEX и партнёров, именно они будут "отзываться" на цифровой сигнал сканирования, что позволит добавить их в программу. На сейчас мне не удалось найти у дистрибьютеров такие аксессуары, но это вопрос времени. При адекватной цене за конечные устройства такая схема - достаточно удобная, если бы не одно но.

Компания HEX больше не сотрудничает с РФ. Они прямо отказались принимать устройство с подтверждённым гарантийным случаем даже при предложении выслать его для проведения работ в страну не под санкциями. Они готовы принять устройство для гарантийной замены только у российского дилера и только после окончания санкций. Россия исключена из списка дилеров на сайте и, хотя вы и можете заказать устройство с Louis, гарантии у вас не будет, а проблема с перегревом для устройств 2го поколения носила не единичный характер и нет гарантий, что такие проблемы не повторятся вновь. Российские же аналоги я пока встречал только для BMW.

Послесловие

Напомню, что у меня есть ТГ-канал с анонсами, новостями и краткими очерками, которые слишком малы для полноценных постов, а теперь и ВК. Спасибо всем, кто поддерживает творчество.

Показать полностью 2
45

HEX EZ-Can - что-то на богатом для мотоциклов

Привет, я NoAdO и я адекватный мотоциклист =3 Я это помню так что вам не обязательно и сегодня у нас... как там это модно говорить... а, анпакинг, во!

Прежде чем мы окунёмся в мир богатых людей, стоит сказать зачем это всё. Дело в том, что не все мотоциклы такие же простые, как известные многим ИЖ планета (цифра или слово на выбор) или Honda CB400. Мотоциклы неизбежно применяют зарекомендовавшие себя автомобильные решения и одно из таких решений - кан-шина.

На моем мотоцикле, BMW R1200GS K25 2008, есть кан-шина. По ней мозги получают информацию о происходящем в мотоцикле - техничке, нажатии кнопочек всяких и даже об уровне освещенности. То есть в моём случае кнопочки на пульте не включают какое-то реле, они именно кнопочки, они отправляют сигнал в мозги а уже те - включают что-то. Владельцам мотоциклов сходных годов от той же Honda может показаться что тут применяются какие-то заумные технологии, ведь у них в эти годы переключатели как переключатели - либо через них течёт ток на потребитель, либо на реле. На самом деле их мотоциклы умнее чем они думают и Honda NT700V (производство от 2006 года), "тот самый V-твин" с инжектором, вполне себе умеет отчитываться через диагностический разъём в спецсофт. При постройте Tiger 955i (производство от 2005 года) в Triumph настолько не парились, что воткнули стандартный автомобильный OBD2 разъём в мотоцикл. У меня он, кстати, тоже есть. Только специальный, круглый BMW-шный.

Но какое ко всему этому имеет отношение пакет кошачьего корма с верхней картинки? Самое прямое!

Устройство представляет из себя управляющую плату, что подключается к разъёму мотоцикла для допоборудования. Да, у меня, оказывается, и такой есть! Через этот разъём плата получает информацию о происходящем в мотоцикле и может принимать меры. Какие? И это покажу, но сперва с установкой закончим.

Виновник торжества - многопиновый разъём в правой части кадра. Обратите внимание, у него есть ответная часть будто он удлиннитель. Это сделано специально, поскольку плата только читает, писать данные она не пишет. И если у вас уже есть другие аксессуары, эта штука их работе не помешает.

Глубоко в жопе под сиденьем пассажира спрятан нужный нам разъём, он подключен в заглушку чтобы не пылился. Жёлтый провод раньше исполнял роль контрольного, теперь он мне не нужен. Подключаю Ez-CAN к мотоциклу, втыкаю вторую часть удлиннителя в заглушку, собираю заднюю часть мотоцикла обратно, пока не забыл что откуда выкручено.

"Всего" пара часов работы с проводами, и набросана основная схема. Естественно, впоследствии всё это будет убрано в гофру, но пока в Москве только днём +8 а ночью ноль или минус, есть время. Ну и пор, наконец, ответить на главный вопрос:

Что эта хрень делает?

В торце корпуса, прикрытый резинокй, расположен micro-USB разъём. Плата подключается к компьютеру и программируется на выполнение сценариев! При первом запуске потребуется зарегистрироваться на сайте компании для активации ПО. Очевидно, таким образом компания защищается от копий своего изделия. Для работы плате не нужен ни интернет ни компьютер, но что по перенастройке в отсутствие связи с ЮАР - сказать не могу. Да, производитель этой высокотехнологичной HEX - ЮАР.

Перед вами - основное окно программы. Curcuit functions - 4 вывода из платы управления, питанием которых мы будем управлять. Скриншоты я делал в процессе настройки, тыкая разные штуки и пытаясь понять, что они делают. Само собой, реальный конфиг отличается. Первый вывод - красный. Для красного вывода на скриншоте назначен предохранитель в 10 Ампер и следующий блок со слов Auxiliary Lights One касается этого вывода. Предположим к этому выводу подключена пара фонарей допсвета. По параметрам на скриншоте эти фонари будут светить вполовину мощности днём и в 20% ночью, если включён ближний. При включении дальнего - включатся на всю мощность. Они будут отключены пока работает поворотник, не будут стробоскопить при активации гудка, не будут стробоскопить при моргании дальним, будут моргать в противовес аварийки, для них не активирована модуляция и отключён трёх-контактный режим.

Прочитав весь абзац можно понять что это какие-то фонари дальнего света, расположенные близко к поворотникам. Они не должны слепить днём и тем более ночью и будут работать в полную силу только когда включён дальний, при этом они будут работать дополнительными вспышками для аварийки. Всё это - перечисление возможностей конкретного разъёма, у меня сейчас туда подключён дальний, который и работать будет только с дальним, то есть не 50 и 20 а 0 и 0 и вспыхивать с аварийкой не будет.

Модуляция это режим управления питанием который призван компенсировать мерцание диодов на неполной яркости, по крайней мере я это так понимаю. Трёх-контактный режим я не тестировал, согласно инструкции он предназначен для тех фонарей, у которых третий провод - контролирующий. Дополнительный режим скрывает частоту строба, интенсивность при работе аварийки, поворотника, регулировку модуляции и задержку начала стробоскопа если бибиканье продолжается.

Устройство имеет ограничения по току, прописанные в инструкции, всего 25 Ампер, 2 силовых разъёма, по 10 Ампер и 2 слабых, кажется по 4 Ампера. Пиковая нагрузка может быть выше. У девайса есть общий флажковый предохранитель от короткого замыкания и внутренние, электронные и настраиваемые предохранители по току. На скриншоте выше видно, что они выставлены в 10, 5, 3 и 2 Ампера. Устройство управляет потребителем через плюс, то есть если у фары 2 плюса что отдельно питают разные её части - соединять минусы не нужно.

Вариантов подключения допоборудования - прилично. К конкретному разъёму можно подключить обе фары, или только одну и на второй разъём вторую, чтобы выключать только ту, что возле конкретного поворотника, например. Ну как в тачках белая ДХО-обводка в фаре выключается, когда поворотник работает. Разъёмы могут питать дополнительные поворотники, дополнительный стоп или даже раздельные стопы - и действовать соответствующе. Через EzCAN можно запитать дополнительный звуковой сигнал (в комплекте идёт специальный кабель который нужно подключить прям к родной бибикалке, не знаю почему так), подогрев одежды/сиденья и какие-то аксессуары, требующие дежурного питания.

Для дежурного питания можно задать длительность работы после выключения зажигания.

Если разъём отвечает за подогрев - он будет включаться когда водитель включает обогрев ручек.  Мощность настраивается для 1 и 2 положения чтобы она соответствовала.

Имея ноутбук, можно проводить диагностику прямо на месте, просматривая ток на каждом разъёме в момент работы. Не смотря на то что интерфейс выглядит достаточно просто, управления с телефона через OTA не заявлено, по крайней мере пока.

Помимо диагностики, можно сбросить все параметры в умолчание, сохранить или загрузить преднастроенный набор и даже отправить диагностическую информацию разработчику.

HEX EzCAN призвана стать подспорьем для человека, который хочет избежать лишних кнопок и колхозного внедрения в проводку. Подключение огромного числа оборудования благодаря такому девайсу сводится к соединению проводов потребителя с заботливо подготоволенными разъёмами прибора, кстати, влагозащищёнными. Возможности на голову превышают то что можно собрать на коленке. И всё вроде бы хорошо, но есть нюансы. Во первых, как бы ребята ни старались, избавиться от работы с проводами всё равно не получится и если вы не разбираетесь в электрике и не имеете понимания как соединить и заизолировать провода - вы всё равно обратитесь к знакомым или в сервис. И для мотоцикла, чей свет управляется не умной машинерией а кнопкой и реле, можно просто подкинуть ещё одно реле - и добиться того же эффекта. Да, не будет свистоперделок типа автоотключения лампы при моргании, запрещённого строба или плавного старта освещения... но они и нужны не всем.

И второй аргумент - цена. В текущей ситуации слегка странно указывать цену, но оставлю для истории. Устройство было куплено в начале марта 2022 года по цене 17500 рублей, с таким ценником оно висело с лета 2021, подорожав с 13500 рублей. Сейчас, 23 марта, устройство стоит уже 22500 рублей. Да, аксессуары к мотоциклам всегда были недешёвыми, но стоит очень крепко подумать, а нужно ли вам такое устройство.

Показать полностью 13
Отличная работа, все прочитано!