Ответ на пост «Квебрахо или "Сломай топор"»
Прочитал этот пост про скульптора Степана Эрьзю, о его работе с одной из твердых пород дерева с помощью собственной методики и изобретённого инструмента.
Честно говоря, в детстве листал книгу-альбом об Эрьзе, читал его биографию, рассматривал вклейки с цветными фотографиями скульптур. По малолетству не понимал творчества, образы воплощённые в темном дереве немного отталкивали. Больше привлекала приключенческая сторона его биографии. Казалось, это что-то из мира фантастики: мой земляк, скульптор, путешествовал, жил в Южной Америке.
Жил сотню лет назад. Работал с мрамором, гипсом. Экспериментировал с цементом, разными породами дерева. Для работы с последними использовал изготовленный по его заказу электроинструмент - подобие дрели с различными насадками. Это сейчас каждый может купить дремель (бор-машину) с гибким валом, но мысль о том, что нечто подобное использовалось мои земляком, чтобы высекать скульпторы (без эскизов) из больших кусков дерева экзотических пород.. Для меня это до сих пор фантастично. Кроме авторского инструмента Эрьзя применял методику склеивания кусков дерева для своих скульптур, изобрел мастику, которой покрывал поверхность скульптур для создания и обработки гладкой поверхности.
Уже в институте ходил на экскурсию в музей Эрьзи. Первое впечатление - размеры скульптур. Второе - образы, их воплощение. Нечто темное, незнакомое, заключённое в куски дерева. Для того, чтобы понять, пришлось приглядеться.
Но не осознание землячества с великим скульптором побудило писать пост.
Один уважаемый (наверняка в своей среде) комментатор начал блистать знаниями, оперировать терминами... Шкала Мооса, твердость дерева ничто по сравнению с мрамором и нефритом...
Я, конечно, тот ещё дилетант, но для измерения твердости дерева есть свои методы, например, метод Бринелля. И квебрахо (кебраччо) далеко не самая мягкая порода дерева по этой шкале.
А что касается твердости по Моосу, а также нефриту, мрамору и прочим очень твердым материалам... Талант скульптора измеряется не по Моосу, не по тому, насколько твердый материал он обрабатывал. Да и сколько скульпторов работало по мрамору? Полно. Талантов и гениев там тоже было немало. А Эрьзя первый и, наверное, единственный, кто работал с квебрахо (из известных).Вот эта штука, китайская императорская печать, сделана из нефрита
Сравните размеры этой печати и скульптур Эрьзи. Ради интереса. Если уж мерить талант и гениальность, то давайте мерить не только по Моосу! Сантиметры! Большинство скульптур Дмитрия Степановича больше по размерам нефритовой печати императора, значит он талантливее!
Абсурд? Да. Если подумать, традиции работы с нефритом в китайской культуре исчисляются веками. А тут один мордвин-эрьзя работал не с нефритом и всё. Неважно, что он работал и с мрамором (представьте себе!). Но тут шкала Мооса....
Так рассуждать, ювелиры, которые работают с алмазами, превращая их в бриллианты - самые крутые скульпторы))
Будете в Саранске, не пожалейте времени посетить музей Степана Эрьзи!